А теперь серьёзно

23.09.2015

Александр Киселев
Беларусь

Александр Киселев

Историк, политолог, преподаватель

Беларусь и Польша. Геополитика или идеология?

На западном векторе

Беларусь и Польша. Геополитика или идеология?

 

Белорусы — люди мирные, но помнят, что порох всегда надо держать сухим. Эта статья, особенно ее окончание, мне видится как попытка моделировать негативный вариант развития событий в регионе. Не хотелось бы, чтобы предлагаемые автором прогнозы и решения стали реальностью, но готовится надо ко всему.


Председатель.BY





Пятого августа накануне своей инаугурации новоизбранный Президент Польши А. Дуда выступил с идеей «Междуморья» — за создание блока государств от Балтийского до Черного моря.

«Я обдумываю идею создания партнерского блока государств от Балтийского до Черного и Адриатического морей», заявил в разговоре для Polska Agencja Prasowa Дуда. «Государство сильно тогда, когда его окружают союзники — это также элемент увеличения силы», — убежден польский Президент.

Дуда также выступает за усиления влияния Президента на внешнюю политику польского государства.

Инициатива Дуды вызвала неоднозначную реакцию в Беларуси.

 

Основные комментарии белорусских политиков, экспертов и общественных деятелей можно условно разделить на три группы.

1. Сравнение инициативы «Междуморья» с антисоветским санитарным кордонам 20-х гг. ХХв. и попытками возрождения Речи Посполитой.

2. Как инициативу, направленную на расширение сотрудничества стран Восточной и Южной Европы и попытку ослабления российского влияния в регионе.

3. Как еще одну попытку улучшения белорусско-польских отношений, и повод усовершенствования нашей внешней политики в отношении Польши, сохранив при этом преимущества, в виде последовательной защиты ряда принципов и устранения множество недостатков, а также отказа от идеологизированного подхода в белорусско-польских отношениях.

 
 
Как мы видим, первые два подхода в содержательном плане мало чем отличаются друг от друга. Только в одном случае оценка положительная, а в другом — отрицательная.

Оценки в данном случае зависят от идеологических пристрастий комментаторов и их отношения к политике России.
 
Третий подход интересен тем, что там есть стремление отказаться от идеологии во внешней политике на западном направлении.


Является ли такой подход наиболее прагматичным? Действительно, потенциально Польша является перспективным стратегическим партнером для Беларуси. Страна имеет емкий рынок сбыта, высокий технологический и научный потенциал.

Однако не нужно забывать, что Республика Польша является членом ЕС и НАТО, и полноценная разморозка белорусско-польских отношений возможна только после улучшения отношений с данными организациями.

Значит ли это, что ключик к сердцу Варшавы нужно искать в Брюсселе и Вашингтоне? На мой взгляд — это не так. Несмотря на встроенность в евроатлантическую систему принятия решений, Польша является суверенным государством, имеющим свои внешнеполитические амбиции и интересы, а также свое лобби в ЕС и НАТО.

Приход к власти нового Президента скорее всего усилит значение Польши в ЕС, что нам при определенном геополитическом раскладе выгодно.

Для того чтобы выстроить систему конструктивных и взаимовыгодных отношений с западным соседом, нам нужно правильно определить внешнеполитические приоритеты Польши.

 

Начиная с конца 1991г., в качестве основной внешнеполитической доктрины по отношению к странам бывшего СССР стала концепция Гедройца-Мерошевского, предполагающая:
 
1.
Ослабление геополитической позиции России, недопущение ее превращения вновь в великую державу путем окончательного отрыва от нее Украины, Белоруссии, Молдавии, кавказских государств, ослабление влияния РФ в Центральной Азии, вступление Украины, Молдавии и Грузии в НАТО и ЕС.
 
2. Диверсификация поставок энергоносителей в Польшу и на Запад в обход России из района Каспия через страны Центральной Азии, Грузию и Украину.
 
3. Создание своей экономической зоны на востоке, расширение рынков сбыта польских товаров, расширение польского присутствия в этих странах через прямые инвестиции.
 
4. Обеспечение польской экономики дешевой рабочей силой из Украины и Беларуси.

 
 
При Президенте Дуде политика «европеизации» (работа с восточными соседями через Брюссель), характерная для Б.Комаровского, на восточном направлении должна смениться на доктрину Гедройца-Мерошевского.


Является ли хоть один из данных пунктов выгодным для Беларуси? Нет, не является. Наоборот, на данном этапе для Беларуси необходимо усиление геополитического могущества России и роста ее международного влияния.

Единственной точкой соприкосновения может стать рост польских инвестиций в белорусскую экономику, но для нас важно, на каких они придут условиях.

Тогда о каких условиях сотрудничества может идти речь, если реализация основных направлений внешней политики Польши нам не выгодна? Только в том случае, если становятся существенными те факторы, которые в предыдущее время находились на периферии межгосударственных взаимоотношений. Одним из них является идеология.

Однако идеологии белорусского и польского государства кардинально разнятся. Если идеология Польши тяготеет к либерализму, то Беларуси — к консерватизму и социализму.
 
Тогда где найти точки соприкосновения между нашими странами в свете коррекции внешней политики Польши в связи со сменой ее Президента? По моему мнению, ответ следует искать в сфере близкой к идеологии, но не сводимой к ней.


Идеология — система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к социальной действительности. Идеология возникла в конце XVIII века вместе с эпохой Просвещения и стала одним из важнейших социальных явлений модерна. В данную эпоху произошло размежевание между наукой и религией. На взгляд философов Просвещения, наука представляла собой рациональное знание, а религия иррациональную веру. Идеология находилась на стыке науки и религии и являлась некоей рациональной иррациональностью.

Однако рациональной иррациональности (идеологии) есть своя противоположность — иррациональная рациональность, которая представляет собой поле неизученных смыслов, введя в семантическое поле которые, можно задействовать новые факторы международных отношений, казавшиеся до этого незначительными.
 
С данной точки зрения наиболее выигрышной позицией для реализации белорусских планов является позиция союзника России, а наиболее слабым местом в планах польского руководства кроме Беларуси является Украина.

Исходя из вышеперечисленного, крепкие и взаимовыгодные отношения стратегического партнерства между нашей страной и Польшей могут сложиться только в случае реализации геополитической роли Беларуси как одного из региональных лидеров Восточной Европы.


Для нормализации отношений с ЕС мы должны воспользоваться ситуацией в Украине следующим образом.
 
Внутриукраинское политическое противоборство не является временным историческим отклонением, а исторически сложившимся и в будущем достаточно длительным противостоянием между двумя моделями построения украинской государственности — либерально-националистической и социально-ориентированной.

Внутриукраинское гражданское противоборство — это не только гражданская война внутри Украины, но и крупное международное противостояние, имеющее три слоя противоречий.
 
Во-первых, это противостояние России и США за контроль над странами Восточной Европы. 

Во-вторых, борьба объединенного Запада и стран БРИКС, в первую очередь Китая, за гегемонию над мировой капиталистической системой.

В-третьих, борьба транснациональных финансово-промышленных групп за мировой передел сырьевых рынков и сопутствующей им финансовой инфраструктуры. Таким образом 40 млн украинцев оказались заложниками геополитической борьбы могущественных международных игроков при полном отсутствии собственной национальной субъектности. Основным союзником России в регионе Восточной Европы несомненно является Беларусь.
 

Геостратегический фокус соперничества между Россией и США лежит в политическом контроле за Киевом. Поскольку украинская столица находится в оперативной тени с севера, то Беларусь становится ключевым самостоятельным актором в решении украинского вопроса.

В целях оказания решительного нажима на украинское правительство белорусскому руководству можно обратиться к России с предложением разместить на территории Беларуси, вдоль белорусско-украинской границы 100 оперативно-тактических комплексов Искандер, не менее 60 самолетов штурмовиков и 20-30 батальонно-тактических групп спецназа.

Кроме этого необходимо открыть на территории РБ в Минске, Гомеле, Мозыре, Пинске и Бресте неофициальные представительства ДНР и ЛНР. Создание мощной ударной группировки к северу от Киева заставит украинское руководство отвлечь значительные воинские силы с Донбасса и осуществлять дорогостоящее укрепление белорусско-украинской границы.

Переговоры с оппозиционными силами Украины, в том числе с пострадавшими от нынешней власти олигархами. Организация из Беларуси в крупных масштабах антинационалистической пропаганды на территорию Украины.

 

В результате реализации данных шагов возможны следующие сценарии развития ситуации

(В порядке отклонения от нынешнего равновесия, наименьшая вероятность характерна для первого сценария, наибольшая — для последнего)
 

1) Крупномасштабная война между НАТО и Россией с Беларусью.
 
2) Уступки со стороны США и всеобъемлющая децентрализация и демократизация Украины, которая сделает украинское общество идеологически более плюралистичным и откроет перспективы активного сотрудничества между Украиной и странами ЕАЭС с одной стороны и Украиной и ЕС с другой.
 
3) Широкая разрядка российско-американских отношений по большинству, в том числе, что для нас важно, и по региональному балансу в Восточной Европе, совместное разрешение противоречий. Главное не за наш счет.
 
4) Российско-украинская война, причем США и НАТО открыто не вмешиваются в конфликт, а действуют путем ужесточения экономических санкций.
 
5) Новая вспышка конфликта на Донбассе путем ведения боевых действий высокой интенсивности.
 
6) Возникновение нового вооруженного конфликта на белорусско-украинской границе.
 
7) Коллапс украинской экономики на фоне обострения политических конфликтов между украинскими олигархическими группировками.
 
8) Превращение Украины в нейтральную страну при одновременном уменьшении политического влияния США и России и роста влияния ЕС.

 
 
Только активная внешняя политика на западном векторе позволит Беларуси занять достойное место в регионе. Инициатива польского Президента — это вызов нашей стране, на который мы должны ответить достойно.

И не следует опасаться временной конфронтации. В качестве положительного примера я могу привести Иран. США долгое время пытались при помощи санкций сменить там политический режим. После 30 лет бесплодных попыток американское руководство признало за лучшее договориться с Ираном и отказалось от политики конфронтации.

Данную схему можно реализовывать и в белорусско-польских отношениях.
Подписаться на RSS рассылку

Еще по теме

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

«Междуморье» как региональная угроза

И серьёзная тема для России

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

Угроза из-за Буга

Как остановить Польшу

Роман Химич
Украина

Роман Химич

Кругом враги

Украинские конфликты 2016—2018 годов

Славянскость не противоречит европейскости

Главный редактор Myśl Polska — в интервью ИМХОклубу

Дискуссия

  • Участники дискуссии:

    9
    23
  • Последняя реплика: