Параллельная реальность

01.06.2018

Дмитрий Исаёнок
Беларусь

Дмитрий Исаёнок

Публицист

АРАМИСЫ ИЗ БРУКЛИНА

Дела автокефальные в серии «Скарбы адраджэння»

АРАМИСЫ ИЗ БРУКЛИНА
  • Участники дискуссии:

    2
    2
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад



Кажется, Пётр Алексеевич Порошенко, возжелавший заполучить собственную автокефальную церковь, задал новый тренд.
 


Наш патриотичный пресс-секретарь БПЦ протоиерей Сергей Лепин, кажется, опять сцепился с «русским миром». А телеканал «Белсат» порадовал передачей о том, как белорусы уже почти столетие борются за автокефалию. То есть за независимость нашей православной церкви от других церквей и за то, чтобы выше нашего патриарха были только боженька и местное правительство.
 
Занятная вышла передача и выводы неожиданные. Например, из неё можно узнать, что
 


у царкоўна-рэлігійным жыцці на пачатку ХХ ст. беларускі народ быў самы сірочы ў Еўропе: толькі ў яго не аказалася ўласнай канфесіі.
 

 
Что за собственная конфессия была, скажем, у французов или испанцев, бог его знает. Однако у белорусов, по мнению авторов фильма, она должна быть — наша государственность без неё недостаточно крепка.
 
Первый шаг в этом направлении сделал епископ Мелхиседек (Паевский). Который пытался выудить в мутных водах церковного раскола 20-х годов автономию для белорусской церкви и даже объявил себя в 1923 году митрополитом Белорусским. Но советская власть и церковное начальство не оценили порыв.
 
Следующим стал бобруйский епископ Филарет (Раменский), который объявил в 1927 году автокефалию. Советская власть не оценила и на этот раз.
 
Когда в 1941-м советская власть на территории Беларуси перестала существовать, сторонники автокефалии приободрились и попытались заинтересовать этой идеей власти немецкие. В 1942 году даже провели Всебелорусский церковный собор, приняли устав автокефальной церкви и поблагодарили Гитлера за освобождение от московско-большевицкого безбожного ярма. Но что-то опять пошло не так.
 
И тут передача неожиданно закончилась. С автокефалией не срослось, но за автономию надо бороться и реализовать вековую мечту народа и Мелхиседека. До новых встреч, дорогие зрители.
 
И, знаете, как-то обидно стало. За людей, которые в наши дни благословляют младофронтовцев в камуфляже, освящают кресты в Куропатах, сопровождают каждый год «Чарнобыльскі шлях» и из далекой Америки молятся за Украину.
 
Они уже сейчас на полном серьезе считают себя священниками белорусской автокефальной православной церкви. Младофронтовцы и демократические СМИ их в этом качестве признают. А вы говорите — не срослось.
 
Так что давайте рассказывать эту трагикомическую историю до конца. Она к тому же довольно поучительная.
 

Наши старые друзья
 
Продолжив погружаться в эту историю, мы сразу встретим старых знакомцев из предыдущей серии«паваенную эміграцыю». У них вообще всё должно быть «белорусским по духу и содержанию». Включая и религию.
 
Да, попытки создать белорусскую автокефальную православную церковь начались во время немецкой оккупации. Немцы были не против.




Белорусские иерархи на пикнике с генеральным комиссаром фон Готтбергом.
 

 
Однако против было православное духовенство, которое хоть и сотрудничало с немцами и ненавидело большевиков, но не одобряло местного сепаратизма.
 
Архиепископ Афанасий (Мартос) в своей книге писал:
 


Натхніў на гэта немцаў беларускі актыў у Мінску, што складаўся з пяці-шасьці чалавек, якія карысталіся даверам немцаў.
 

 
Белорусскому активу удалось продавить Всебелорусский церковный собор, который прошел в Минске в сентябре 1942-го, однако участники спустили дело на тормозах — приняли устав и почти провозгласили новую церковь, но обращение к другим поместным церквям, без которого никак, отложили на потом.
 



Архиепископ Могилевский и Мстиславский Филофей (Нарко) — в 1942-1944 гг. фактический руководитель Белорусской автокефальной православной церкви.
 


А потом вернулась Красная армия, и собственную конфессию активу пришлось допиливать в эмиграции.
 
В мае 1946-го группа энтузиастов в лагере для беженцев в городе Регентсбург собрала Первый съезд белорусских православных верующих. Собрание просило «своих» священников не уходить в Русскую зарубежную православную церковь, а все-таки блюсти недопровозглашенную в 1942-м автокефалию.
 
Сперва в роли лидера новой церкви видели митрополита Александра (Иноземцева). Уроженец Тобольска провел гражданскую войну среди сторонников единой и неделимой России, добежав с ними аж до Константинополя, но с РПЗЦ у него как-то не складывалось. Впрочем, и с БАПЦ не сложилось — в 1948-м он странным образом погиб.
 
Подсобили автокефальные украинцы, выделившие для этой затеи одного своего епископа — Сергия (Охотенко). Какая разница, белорусская или украинская, главное что не русская и автокефальная.
 
В 1948 году на берегу Боденского озера провели собор — и многовековая мечта сбылась. Серьезно, многовековая — родоначальником идеи белорусской автокефальной церкви не мелочась объявили аж Григория Цамблака из 14-го века.
 

Епископ домашней выделки
 
Однако одним епископом кадровую проблему было не решить. Дело в том, что большая часть белорусских церковных деятелей времен оккупации, во главе с митрополитом Белорусским и Минским Пантелеймоном (Рожновским), оказавшись на Западе, все-таки выбрала для себя Русскую православную зарубежную церковь.
 
Причин, видимо, было две. Материальная — РПЗЦ была большой и небедной организацией. А также раскол среди эмиграции на сторонников созданной немцами Центральной Рады во главе с Островским и сторонников воссозданной в 1947 году Рады БНР во главе с Абрамчиком. Автокефалия считалась проектом Абрамчика, поэтому заклятые друзья из конкурирующей структуры гадили как могли.
 
Так или иначе, выход из этой ситуации белорусская эмиграция придумала простой — воспитать духовных лиц в своем коллективе. Если Арамис смог переквалифицироваться из мушкетеров в аббаты, так отчего же бывшему бойцу полицейского батальона не основать небольшой, но очень автокефальный приход где-нибудь в Нью-Йорке?...
 
Один из деятелей «белорусского движения» периода оккупации Владимир Томащик принял в 1949 году монашество и в том же году стал епископом Василём.
 
Иосиф Сажич, в молодости простой полицейский, а позже — глава рады БНР и кумир белорусской творческой интеллигенции, вспоминал:
 


Дарэчы, мяне хацелі высвяціць на святара, асабліва пасля смерці жонкі. Высвяціўся б — мог разлічваць стаць япіскапам. Але ўмяшаліся справы палітычныя, і я сказаў «выбачайце». І добра, бо я не веру ў Святую Тройцу...
 

 
Эти нюансы биографий добавляли автокефальному православию неповторимый шарм.
 
В 60-х годах приход св. Кирилла Туровского в Бруклине сотрясал конфликт. Один из лидеров сообщества прихожан Кастусь Мерляк, в прошлом — боец полицейского эскадрона Рогули и батальона «Дальвиц», — обвинил того самого епископа Василя в том, что тот хотел прибрать к рукам грант, выданный «Комитетом по освобождению от большевизма» Абрамчику.
 
Воевали несколько лет — судились, Василь отлучал от церкви направо и налево. Просили посредничества епископа Андрея (Крита) — этот в войну работал в школе национал-социалистических пропагандистов в Германии, а в 1950-м Василь рукоположил его в священники. Не вышло — и прихода св. К.Туровского стало два. Второй возглавил оперативно рукоположенный Святослав Ковш, тоже из бывших.
 
Я бы сказал, что на фоне нынешних ветеранов АТО господа коллаборационисты просто зайки: такая драма — и ни одной попытки пробить оппоненту башку или достать гранату.
 
(Желающим погрузиться в светские и духовные дрязги «паваеннай эміграцыі» могу порекомендовать эту книгу.)
 



Рада «Белорусской автокефальной православной церкви» — орган управления БАПЦ.
 


Фашисты и франшизы
 
Такие скандалы случались у наших мушкетеров регулярно. С начала 80-х сторонники Митрополита Изяслава и сторонники митрополита Николая схлестнулись в таких «гугенотских войнах», что небесная твердь дрожала. И только когда в начале нулевых оба духовных лидера преставились, всё потихоньку улеглось. Кажется, снова подсобили украинцы — сейчас церковь возглавляет Святослав (Логин) окончивший Киевскую духовную семинарию.
 
Ряды при этом, конечно, редели. Они и так были не сильно густыми — в скандале с расколом в приходе К.Туровского участвовало полторы сотни человек. Некоторые приходы, не выдержав всего, этого перешли в подчинение Константинопольского патриархата, часть прихожан ушла к униатам — там тоже службы «па-беларуску», но священники, как правило, с образованием и признаваемым статусом.
 
А главное — парни упустили момент, когда в Беларусь могли проникнуть какие угодно заграничные культы. Даже местную антисоветскую интеллигенцию, кажется, полностью подобрали униаты.
 
Однако существовала еще одна автокефальная православная церковь, которая не дремала — народная — БАП(Н)Ц. Эта еще веселее.
 
Её основателем стал Владислав Рыжый-Рыжски. Проверенный кадр — Центральная Рада, батальон «Дальвиц» и т.д. Тот самый Борис Рогуля так вспоминал о товарище:
 


Ён хацеў высьвяціцца ў сьвятары, каб служыць Богу на роднай беларускай мове. Аднак яго не прынялі ў духоўную сэмінарыю ў Лювэне, і ён адрокся каталіцкай царквы ды арганізаваў сваю рэлігійную арганізацыю, стаўся там япіскапам ды выдаваў нейкія адмысловыя дыплёмы.
 

 
В общем, этот ушлый малый смекнул, что производить епископов в два прихлопа — «не баг, а фича». И они с братишкой поставили это дело на конвейер.
 
При участии братьев Рыжих на свет появились «Американская православная католическая церковь», «Всемирный американский патриархат», «Белорусская автокефальная православная (народная) церковь» и «Белорусская автокефальная православная церковь в изгнании». Архиереев штамповали десятками.
 
Там тоже были скандалы и расколы, но убыль компенсировалась тем, что брали туда не только национально озабоченных белорусов-эмигрантов. Например, «Белорусская автокефальная православная церковь в изгнании» проросла весьма забавными всходами в Латинской Америке. Погуглите хорошенько Iglesia Ortodoxa Bielorrusa Eslava en el Extranjero — временами очень экзотично.
 




Такая себе франшиза, наподобие «Макдональдса» или KFC, только религиозная. Есть зарегистрированный бренд, который вы можете продвигать в своем регионе. Правда, традиционные церкви ваш духовный статус не признают, но если вас тоже не взяли в семинарию, но быстро хочется возглавить какую-нибудь епархию — чем не вариант... Дальше все зависит от вашей способности находить и окучивать паству.
 
Честно признаться, уже почти жалею, что вырос атеистом — был бы уже епископом, как тот Сажич говорил.
 

Хрыстос прызямліўся у Гародне
 
В начале 90-х младший брат основателя, Юрий Рыжий, решил принести свет истинной веры в родную Беларусь.
 
Первый блин вышел совсем комом — Петр Гуща, которого успели рукоположить в епископы, погорел на развращении малолетних.
 
Определенных успехов достиг перешедший из БПЦ в автокефалию отец Иван Спасюк — у него был функционирующий приход, и он даже начал строить на частном участке храм (увы, фото в сети найти не удалось, так что мы не сможем оценить масштабы сооружения). Однако недостроенный храм незарегистрированной структуры в 2002 году не церемонясь снесли власти. Отец Иван покинул Беларусь и вроде бы БАП(Н)Ц, переметнувшись в БАПЦ.
 
Но его труды не прошли бесследно — теперь у иерархов обеих автокефальных церквей имеется козырный ответ на дурацкий вопрос журналистов «а есть ли у вас вообще прихожане?». Есть, и немало, но помните, как храм сносили и штрафы давали? Вот! Поэтому все теперь в подполье, молятся тайно, и увидеть их нельзя.
 
На данном этапе младофронтовцев в камуфляже и «чернобыльских путников» окормляют протоиерей Леонид Акалович (по его словам, рукоположен обеими автокефалиями, но сейчас как будто ориентируется на БАПЦ) и иеромонах Викентий (Ковальков) от БАП(Н)Ц.




Акалович и боевики.
 

 
Их сложно назвать публичными людьми — из немногочисленных интервью можно узнать, что «говорение на родном языке — лучшее оружие против российской агрессии», что «мы не белорусы, а литвины», а также что они молятся Евфросинии Полоцкой и тому самому Мелхиседеку.
 


Иеромонах Викентий немного рассказал о себе — тяжелой судьбы человек. Это сложно пересказать, лучше послушать самому. По его словам, он был ранен во время штурма дворца Амина в Афганистане, впал в кому и увидел ангела. После того как он об этом доложил, его пять лет держали в спецтюрьме КГБ, где подвергали «спецлечению-инсулинотерапии», после которой к нему явился уже сам бог и провел обзорную экскурсию по раю. По его словам, от инсулинотерапии «умирает мозг». Тут я не понял — то ли все же не умер, то ли...
 

 
Еще сайт «Радио Свабода» периодически публикует послания архиепископа БАПЦ Святослава (Логина) из Америки, и там много интересного.
 


Святослав встретился с бойцами батальона «Азов» и заявил, что священник может брать оружие. Чужие церкви не будут молиться за нас — только своя церковь может защитить народ как этнос. На Пасху не дадим «старшим братьям» себя обмануть — каждый должен быть готов отдать жизнь за Родину. Белорусы должны верить в соответствии со своими национальными особенностями, которые они получили от своих дедов.
 

 
Я далек от религии, но, признаться, представлял себе христианство несколько иначе. Поправьте, если что, дилетанта, но мне казалось, что священник должен говорить о том, как спасти душу. А не про то, как спасти мову, про нацию, про государство и про войну.
 
Может быть, поэтому мы и видим одних иерархов, а все остальные «молятся тайно». Если человек хочет спасать мову — он идет в ТБМ, если хочет войну — в батальон «Азов», а в церковь, наверное, всё-таки ходят за чем-то другим.
 
Однако если вас не берут в семинарию, но хочется быстро заполучить собственную епархию — вы теперь тоже знаете куда идти.
 
Но с вас должок — как примете сан, не забудьте замолвить за меня словечко всевышнему.
 
 
 

P.S. Данная статья не является скрытой рекламой какой-либо иной конфессии или религии. Автор пропагандирует лишь критический взгляд на мир.
 
      
 

 
Читайте в серии «Скарбы адраджэння»

 
Дмитрий Исаёнок. Лама по имени Ивонка Сурвилла


 

     

           

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Юрий Терех
Беларусь

Юрий Терех

Дела церковные

Вячеслав Бондаренко
Беларусь

Вячеслав Бондаренко

Писатель, ведущий 2-го национального телеканала ОНТ

ВРЕМЯ МУДРОСТИ

На наших глазах творится История, и не только церковная

Петр Петровский
Беларусь

Петр Петровский

Философ, историк идей

Благословение на раскол

Почему автокефалия Украины угрожает мировому православию

Андрей Лазуткин
Беларусь

Андрей Лазуткин

Политолог, писатель

Страсти по «Майбаху»

Специфика политической игры

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.