Укрокризис

27.02.2020

Александр Шпаковский
Беларусь

Александр Шпаковский

Политолог, юрист

5 лет Вторым Минским соглашениям: некоторые результаты и возможности для Беларуси

5 лет Вторым Минским соглашениям: некоторые результаты и возможности для Беларуси
  • Участники дискуссии:

    4
    12
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад


12 февраля 2020 года исполнилось ровно 5 лет с момента подписания Вторых Минских соглашений (Комплекса мер по выполнению Минских соглашений) по урегулированию вооруженного конфликта на востоке Украины. К сожалению, за этот период времени ни один пункт договора не выполнен в полной мере, также не удалось добиться прекращения огня и возвращения Донбасса к мирной жизни.

В этой связи в экспертных и политических кругах Минские соглашения нередко подвергают критике, обвиняются в «несоответствии национальным интересам» сторон конфликта и пр. В то же время на официальном уровне признается безальтернативность Минских соглашений и Комплекса мер по их выполнению, которые, однако, по-разному трактуются сторонами, что приводит к пробуксовке и волоките в переговорном процессе.

Тысячи сохраненных жизней

В свете вышеизложенных обстоятельств, представляется целесообразным представить не только критику, но также реальные подвижки в деле мирного урегулирования, которых удалось добиться благодаря работе Трехсторонней контактной группы (ТКГ) на белорусской переговорной площадке и международной солидарности вокруг необходимости следования в русле, заданном Минскими соглашениями.

Во-первых, необходимо отметить весьма заметное снижение количества жертв среди мирного населения (почти в 80 раз) в сравнении с начальным периодом конфликта в 2014 – 2015 годах, при этом статистика потерь среди гражданских лиц имеет устойчивую тенденцию к уменьшению.


 
Вышеприведенные цифры наглядно демонстрируют, что, несмотря на всю критику «неэффективности» Минских соглашений данный механизм мирного урегулирования работает имеет реальные результаты в виде тысяч сохраненных человеческих жизней.
Это особенно актуально с учетом того, что никаких иных внятных предложений по прекращению конфликта, учитывающих объективные обстоятельства военно-политической обстановки на Донбассе, устремления противоборствующих сторон и вовлеченных геополитических акторов на сегодняшний день нет. Иной вопрос, что Киев и самопровозглашенные республики не готовы в полной мере воплотить в жизнь Минские соглашения, однако эту претензию необходимо адресовать к правящим кругам, а не к сути самого документа.

При этом указанная положительная динамика также была достигнута не «с кондачка», а путем очень сложных переговоров в рамках ТКГ в Минске, где заключались многочисленные «хлебные», «школьные», «бессрочные», «новогодние» и иные перемирия, которые, хотя и не выполнялись в полной мере, но приводили к существенному снижению интенсивности боевых действий, а значит и уменьшению количества жертв.

Немаловажно также, что по данным ОБСЕ в 2019 году в ходе вооруженного конфликта на Донбассе не погиб ни один ребенок, хотя общее количество детей, погибших за шесть лет войны в регионе, составляет 147 человек. При этом в обстановке пристального международного внимания Украина стала 100-м государством, подписавшим Декларацию о безопасности школ (Safe Schools Declaration) —  международный документ, призванный обеспечить безопасность учебных заведений в условиях вооруженного конфликта.

Активизация миротворческой роли Беларуси

Очевидно, что, только исходя из одного фактора обеспечения безопасности детей, сторонам конфликта нужно продолжать долгие, сложные, порой малоперспективные переговоры, а Республике Беларусь оказывать всестороннее содействие в плане предоставления приемлемых условий переговорной площадки.

Кроме того, говоря о белорусском участии в деле восстановления мира в Украине, Минску целесообразно подумать о расширении своей роли. Известны предложения Президента Беларуси Александра Лукашенко о размещении белорусских миротворцев на Донбассе, которые, однако, пока не встречают поддержки как у сторон конфликта, так и международных гарантов.
 
Однако, думается, что более эффективными на современном этапе будут точечные гуманитарные акции и программы, такие, например, как деятельное участие в восстановлении инфраструктуры Донбасса, реабилитация жителей из пострадавших регионов и особенно оздоровление детей.
Скажем, за период гражданской войны в Сирии в Беларуси прошли оздоровление сотни детей из этой страны, только в 2019 году в детском образовательно-оздоровительном лагере «Зубренок» отдохнули 450 сирийских ребят. Очевидно, что подобную программу необходимо разработать для пострадавших регионов Донбасса, а юридическую сторону вопроса обсудить с Украиной, стороной самопровозглашенных республик, ООН и ОБСЕ.

В целом, более активная роль Беларуси в урегулировании конфликта будет только приветствоваться и также как в 2014-2015 годах Минск стал драйвером мирных соглашений, на современном этапе необходимо всячески поддержать существующие тенденции к оздоровлению обстановки и подать пример международному сообществу в деле гуманитарной помощи Донбассу.
 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Денис Денисов
Россия

Денис Денисов

Директор Украинского филиала Института стран СНГ

Война в прайм-тайм

Контекст и суть ситуации в Донбассе

Всеволод Шимов
Беларусь

Всеволод Шимов

Доцент кафедры политологии БГУ

Распадалась ли древнерусская народность?

Екатерина Шеховцова
Беларусь

Екатерина Шеховцова

Общественный деятель в социокультурной сфере

Украина. Эти неловкие паузы

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

Западный фронтир

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.