Танки правды не боятся — 3

Почему бронетанковый парк РККА устарел после первых выстрелов Второй мировой?
 
      
Начало здесь

 

Часть 3

На рубеже 20-30-х годов признанным мировым лидером в танкостроении советскими специалистами (да и не только ими) считалась Великобритания, вернее, фирма «Виккерс» — ставшая после Первой мировой войны для всего мира тем же, чем была фирма «Крупп Штальверке» до неё, то есть безусловным законодателем мод в производстве тяжелого вооружения.

И именно в шоу-румы (ну или как тогда назывались выставочные площади с образцами предлагаемой к продаже техники) «Виккерса» в начале 30-х годов хлынули покупатели со всех концов Земли — которым для возможных войн друг с другом потребовались танки.



Польские «Виккерсы» в цеху Vickers-Armstrongs Limited.


«Купцы» из Боливии, Китая, Португалии, Таиланда, Финляндии, Эстонии, Греции, Польши — как говорится, «все промелькнули перед нами, все побывали тут»; и никто из них, прошу заметить, не ушел с пустыми руками — очень скоро продукция английской фирмы появилась практически на всех континентах, и даже поучаствовала в разного рода экзотических войнах (типа «войны Чако», сиречь — Боливии с Парагваем; впрочем, Боливии английские танки не помогли)...

А всё почему? А потому, что «Виккерсу» было что предложить и довольно невзыскательному (в силу скудости бюджета), и самому требовательному покупателю!

Фирмой была разработана, как сейчас принято говорить, вся «линейка» бронетанковой техники — к продаже предлагались танкетки, разведывательные плавающие танки, лёгкие «пехотные» танки, средние и тяжелые многобашенные танки...

В общем, бери — не хочу!


В 1930 году в дверь экспортного отдела «Виккерса» постучали два долгожданных господина — начальник Управления механизации и моторизации РККА командарм 1-го ранга И.А.Халепский и начальник инженерно-конструкторского бюро по танкам С.Гинзбург.

До этого «сладкая парочка» советских «экспертов» уже побывала в САСШ, где прикупила по случаю два танка конструктора У.Кристи — причем крайне дёшево, всего за шестьдесят тысяч долларов.

Товарищ Халепский объяснял своему руководству решение на покупку весьма сомнительной машины у малоизвестного конструктора следующим:
 


«Принимая во внимание, что танк «Кристи» по своим скоростям перекрывает все танки в мире, что его собираются строить поляки, что если поляки смогут раньше нас наладить производство танка «Кристи», то мы можем попасть в очень невыгодное соотношение с точки зрения тактического применения танковых частей... Поэтому, принимая во внимание вышеизложенное, мною предлагается на текущий 1930—31 год дать промышленности задание построить не менее 100 штук танков «Кристи».
 

 
Прошу заметить — товарищ Халепский пугает своих отцов-командиров ПОЛЬШЕЙ — о Германии он не говорит ни слова…

Но в целом бронетанковые достижения САСШ советских специалистов разочаровали, и посему они направили свои стопы на туманный Альбион — каковой ни на йоту их не разочаровал!

Хлопцы чохом скупили практически все, что предлагалось «Виккерсом» для экспорта (танкету «Карден-Ллойд», плавающий танк, лёгкий танк «Виккерс шеститонный» и средний «Виккерс двенадцатитонный»), а также затребовали то, что этой компанией в свободную продажу выпускать не планировалось — трехбашенный средний танк «Виккерс шестнадцатитонный» и тяжелый пятибашенный «Виккерс Индепендент».



Британский тяжёлый танк «Виккерс Индепендент» в сборочном цеху, 1926 год.


То есть представители РККА возжелали одним махом превзойти своих польских противников — у которых едва хватило силенок на закупку трех десятков шеститонных танков и лицензии на их производство в Польше.


В общем, с 1931 года бронетанковые силы РККА начали во всевозрастающих количествах получать крейсерские колесно-гусеничные танки серии БТ («в девичестве» бывшие танками «Кристи») и пехотные танки Т-26 (он же — «Виккерс шеститонный»).

И очень скоро количество этих танков многократно превысило количество подобных машин у Польши. Количественное превосходство над потенциальным противником было достигнуто!

Впрочем, не только количественное — в СССР начались работы по проектированию и запуску в серию среднего трехбашенного танка Т-28 (прототипом которого был «Виккерс шестнадцатитонный») и тяжелого пятибашенного Т-35 (он же — «Виккерс Индепендент») — а уж о подобных монстрах польские генералы могли только мечтать…

Подчеркиваю — польские. О каком-либо ВОЕННОМ значении Германии в эти годы говорить было смешно и несерьезно — ибо даже у Польши (о Франции здесь вообще умолчим!) армия мирного времени вчетверо превосходила рейхсвер, имела на вооружении танки, самолеты, тяжелую артиллерию — о каковых немецкие военные только грезили тоскливыми безоружными ночами.

В 1932 году Войско Польское при объявлении мобилизации могло выставить на линию огня почти миллион солдат — тогда как Германия, выкопав из огородов все попрятанные там винтовки и выкатив из монастырских подвалов все укрытые там пушки, способна была отправить на фронт максимум пятьсот тысяч штыков и сабель.

БЕЗ ТАНКОВ. БЕЗ САМОЛЕТОВ. БЕЗ ТЯЖЁЛОЙ АРТИЛЛЕРИИ…


Таким образом, к 1935 году РККА в части бронетанкового вооружения превзошла всех своих потенциальных противников (Польшу, Румынию и прочих ранее недружелюбных соседей) — как числом, так и качеством техники, и её руководители могли, в принципе, не заморачиваться по этому поводу, поскольку Красная Армия, обладая почти пятью тысячами танков, теоретически с необыкновенной лёгкостью била любого агрессора.





Но тут в Европе произошла небольшая неприятность — Адольф Гитлер подписал указ о создании вместо наёмного стотысячного рейхсвера — полумиллионного вермахта, набираемого по закону о воинской повинности...
 
 
Продолжение
        

Подписка на материалы спикера

Для того чтобы подписаться, оставьте ваш электронный адрес.

Отменить
Ошибка в тексте? выдели на нажми Ctrl+Enter. Система Orphus
 
Комментарии
  •  
    17.11.2016 06:07
    №1 Дмитрий Хацкевич Беларусь
    Так и создавался мир танков, вытесняя мир лошадей.
    Будет здорово, если далее будут циклы статей о становлении советской авиации и советского флота.

    Поддержали: Савва Парафин, Дмитрий Болдырев
     
  •  
    17.11.2016 07:41
    №2 Андрей Коваленко Россия

    ... в СССР начались работы по проектированию и запуску в серию среднего трехбашенного танка Т-28 (прототипом которого был «Виккерс шестнадцатитонный») и тяжелого пятибашенного Т-35 (он же — «Виккерс Индепендент»)

    Справедливости ради надо бы сказать, что при проектировании Т-35 "барыковцы" опирались не только на Виккерс, но и на наработки по ТГ и "Гросстрактору" - детищам герра Р. Гротте, плодотворно работавшего в СССР. 

    Поддержали: Савва Парафин
     
  •  
    17.11.2016 10:13
    №4 Савва Парафин Коста Рика
    Произошло маленькое рукотворное Чудо.
    За десятилетие,СССР достиг технологического уровня,позволявшего не только начать самостоятельно выпускать самые современные танки того времени по лицензии,но и модернизировать и конструировать свои..
    Поддержали: Константин Рудаков, Сергей Балунин
     
  •  
    17.11.2016 14:41
    №6 Виктор Арбузов Латвия
    Информация к размышлению. В 1999г. мы вытащили из болота около Пиенавы два танка : Т 34-85 и ИС-2 1944г. выпуска. После небольшой чистки "прикурили" от Камаза, завели Т-34 и катались. Пробили прокладку, заменили и опять катались. (Катался даже Андрис А. со своими детьми). И это после 55лет нахождения в болоте. Оформили документы, даже тех.паспорта на них получили в тракторной инспекции. Потом передали коллекционеру под Д-пилс. Он их идеально восстановил. Оба на ходу. Находятся в музее в Свенте. Можете съездить и посмотреть. 
       P.S. Пользуясь случаем, выражаю соболезнование семье и близким безвременно ушедшего хозяина музея - Эдуарда З.
    Поддержали: arvid miezis, Евгений Лурье, Сергей Балунин, Марк Козыренко, George Bailey, Александр Харьковский, Дмитрий Болдырев, Игорь Ракицкий, Андрей Коваленко, Альфред Альбертович Крумин
     
    •  
      17.11.2016 18:53
      №7 Игорь Прохоров Россия Виктор Арбузов (№6)
       На 34-ке двигатель стоял - по тем  временам шедевр!  Дизель, верхнее расположение распредвалов, 4 клапана на цилиндр, непосредственный впрыск топлива -всё это относительно недавно считалось вершиной двигателестроения, да и сегодня не устарело. А уж какой ресурс модернизации в него конструкторы заложили - даже не знаю, с каким движком его можно сравнить.
      Поддержали: Альфред Альбертович Крумин
       
      •  
        17.11.2016 19:08
        №9 Сергей Балунин Россия Игорь Прохоров (№7)
        А уж какой ресурс модернизации в него конструкторы заложили - даже не знаю, с каким движком его можно сравнить.
        ____________________________///////\
        На начало войны дизель В-2 был еще очень "сырым". Не каждый выдерживал даже 50 часовой моторесурс. Конструкция была конечно передовая, но промышленность той поры еще не была готова выпускать высоко технологические изделия стабильного качества.
        Поддержали: Виктор Юрчик
         
        •  
          17.11.2016 21:01
          №11 Игорь Прохоров Россия Сергей Балунин (№9)
          И что? При всех проблемах с технологиями. материалами и т.п. его:
          а). постоянно совершенствовали, подтягивая, кстати и технологии;
          б) смогли запустить действительно массовое производство. Та же "Пантера" по ТТХ превосходила Т-34, но имела кучу "детских" болезней и Германия так и не смогла обеспечить их выпуск в соответствии с требованиями фронта.

           
          •  
            17.11.2016 21:20
            №12 Сергей Балунин Россия Игорь Прохоров (№11)
            Я не говорю, что двигатель был нехорош, я имел ввиду, то что его не успели, что называется довести
            ."Пантера" поначалу тоже несла основные потери не от снарядов и мин, а от собственных поломок. А война ждать не будет.
            Особенно плохо, когда поломки происходят во время отступления и неисправную технику приходиться бросать, без надежды на восстановление.
            Видимых повреждений нет, за исключением буксировочной проушины, возможно просто в спешке оборвали
             
            •  
              17.11.2016 21:46
              №13 Игорь Прохоров Россия Сергей Балунин (№12)
              Да, пожалуй, к началу 2 МВ не было ни одного танка, который был бы "то, что надо" - или откровенно устаревшие, или "недоведённые". У той же 34-ки проблема на проблеме сидела и проблемой погоняла. И броня по швам лопалась, и фрикционы, и КПП, и башня тесная...ИМХО, Т-34 лучший танк не потому, что он превосходил всех по ТТХ, а потому, что только его можно было модернизировать не прекращая выпуск. Все остальные -и в первую очередь Германия вынуждены были во время войны запускать производство совершенно новых машин, со всеми вытекающими последствиями. Тот же "Тигр 2" - он и сегодня "впечатляет", в Кубинке довелось посмотреть - но что могли решить четыре с небольшим сотни танков на огромном ТВД? ..
               
              •  
                17.11.2016 21:57
                №14 Сергей Балунин Россия Игорь Прохоров (№13)
                По плану Т-34 летом 41 на смену должен быть прийти Т-34М, СССР с улучшенным обзором, с иной подвеской, но планам помешала война.
                В первые годы вся модернизация сводилась в основном к упрощению производства, для наращивания выпуска.
                 
      •  
        17.11.2016 23:09
        №15 Виктор Арбузов Латвия Игорь Прохоров (№7)
        Двигатель там Д-12. Такие же двигатели  стоят на речных судах (3Д12), земснарядах,  маневровых тепловозах (1Д12) и т.д. Прокладки (алюминиевые) и бочата как раз в Шкиротаве мне и давали. Кстати, только что убирался в гараже, как раз ту пробитую прокладку нашёл. Она пробилась из-за того, что мы прокрутили двигатель, а в 2-х цилиндрах вода- же была, где клапана открыты были, вот и продавили. Да и алюминий местами растворился в воде. Надо было отпустить головку, а потом прокрутить. Приглашал ветерана-танкиста, он говорил, что обычно жизнь танка была 4-5 боёв. Двигатель меняли в полевых условиях за ночь. Вставляли бревно в люк башни, талью поднимали, а башней поворачивали. Русская смекалка .
        Поддержали: Виктор Юрчик, Андрей Коваленко
         
    •  
      17.11.2016 18:59
      №8 Виктор Юрчик Беларусь Виктор Арбузов (№6)
      Тигр в этом болоте не застрял брошенный с исправным движком, уехал сволочь своим ходом? :-)
       
  •  
    17.11.2016 19:44
    №10 Дмитрий Болдырев Латвия
    "Зверобой" , вот я думаю, что это не "постановочный ролик".
    Поддержали: Сергей Балунин
     
 

Вы зарегистрированы как Виртуальный член клуба (ВЧК)

Виртуальный член клуба имеет право:

Если же вы хотите получить дополнительные права:

просим вас дополнить (отредактировать) свой профиль.

Хочу стать Реальным членом клуба
Отменить