Нация Работы

О белорусском понимании русского мира
 

Говоря о специфике Республики Беларусь, обычно выделяют две заметные позиции.

Первая состоит в том, что, признавая наличие государственной,политической, идеологической специфики Беларуси, ее рассматривают как продолжение коммунистического проекта, «заповедник социализма» и т.п.

Другая позиция заключается в утверждении, что какой-либо стройной, единой политико-идеологической системы и базирующейся на ней национальной идентичности за 20 лет в Беларуси так и не удалось создать.

Как представляется, сторонники обеих позиций не правы.



Нация Работы

Несмотря на утверждения скептиков, белорусское государство достаточно последовательно реализует собственный идеологический проект. Он, безусловно, имеет символическую и институциональную преемственность с БССР, однако, apriori, не является социалистическим, тем более коммунистическим.

С одной стороны, центральным элементом и стержнем этого проекта является историческая память о Великой Отечественной войне, героический «культ Победы». Сюда же стоит отнести и модифицированную советскую символику, принятую на всенародном референдуме 1995 года. С другой стороны, в Беларуси хоть и не случилось радикальных либеральных экономических преобразований, тем не менее, рыночные реформы происходили и происходят.

Как отмечает политолог Юрий Шевцов, «политической мощи Беларуси изначально не было достаточно для того, чтобы реанимировать СССР, а потому и суть белорусского пути — не противостояние рыночным реформам, а специфичная форма адаптации к ним, особая исключительная форма реформирования» [1, с. 120].

Эта «исключительная форма реформирования», предполагающая высокую степень централизации власти и участия государства в управлении экономикой была обусловлена необходимостью сохранения крупной промышленности, доставшейся Беларуси по наследству от Советского Союза.

То есть именно индустриальный фактор сыграл едва ли не самую важную роль в становлении современного белорусского государства и его идеологии.

Проблема восприятия реализуемого в Беларуси идеологического проекта связана и с проблематикой модели национальной идентичности, конструируемой государством. Ряд исследователей Беларуси, например, Йовита Праневичуте говорят о том, что процесс формирования нации в современной Беларуси еще далек от завершения[2].

При этом в качестве содержания национальной идентичности предполагается ее стандартная восточноевропейская версия, основанная на языке, историческом сознании и дистанцировании от России. Понятая таким образом «образцовая» национальная идентичность противопоставляется советской.

С этим вряд ли можно согласиться.

Собственно процесс белорусского национального строительства был начат именно большевиками и, вследствие их установки на создание на пространстве Советского Союза из наиболее «пригодных» народов наций, приобрел необратимый характер.

Но для понимания специфики белорусской национальной идентичности и тех оснований, которые заложены в идеологическом проекте современного белорусского государства, необходимы иные концептуальные подходы, чем различия между «национальным» и «советским».

Одним из таких подходов может быть предложенный немецким философом Эрнстом Юнгером концепт Гештальта Рабочего, связанный с ним понятием тотальной мобилизации [3].

Гештальт Рабочего, Работа как концептуальная категория у Юнгера — это некий всеохватывающий принцип вовлеченности больших людских масс, обществ, народов и государств в XX веке в грандиозную конструктивную деятельность, перемалывающую все ранее существовавшие социальные и государственные формы.

Гештальт Рабочего как апогей Модерна проявляется в тотальной мобилизации, а в белорусском случае — это коллективизация, сверхиндустриализация, участие и победа в мировой войне, ускоренная урбанизация. То есть именно эти факторы в совокупности и определили специфику формирования белорусской нации, сделав белорусов «нацией Работы» в юнгеровском смысле.

Именно поэтому в Беларуси не укоренился восточноевропейский этнонационализм, а идеологические основания современного белорусского государства (индустриальная идентичность, государственная символика, культ Победы) связаны с эпохой активного утверждения Гештальта Рабочего, для которого конкретная идеологическая форма, привязанная ко времени (коммунизм, социализм), не имеет определяющего значения.


Фигура партизана

Особое, фундаментальное значение памяти о Великой Отечественной войне для белорусов обычно объясняют двумя факторами.

Во-первых, это колоссальные людские потери. На сегодняшний день исследователи говорят о трех миллионах жертв, которые Беларусь совокупно принесла на алтарь той войны, что означает гибель почти каждого третьего ее жителя. Такая утрата населения, уровень материальных разрушений и потерь беспрецедентны для любой другой европейской страны.

Поэтому Беларусь считается одной из, если не самой пострадавшей стороной в ходе этой войны. Фактически, она стала точкой отсчета, началом нового социума, пережившего угрозу тотального уничтожения и нашедшего в себе силы возродиться, продолжать жить и развиваться.

Второй фактор — широкое партизанское движение, развернувшееся на территории Беларуси, которое к концу войны насчитывало около 400 тыс. человек [4].

Это также беспрецедентное количество местного, гражданского в своем большинстве населения, вовлеченного в борьбу с оккупантами. Собственно это и стало причиной того, что уже в послевоенное время Беларусь воспринималась как «республика-партизанка», поскольку из всех оккупированных регионов СССР именно здесь было самое масштабное сопротивление.

Несмотря на то, что и само партизанское движение как явление и его особенности в Беларуси — весьма интересные феномены не только для исторического, но и философско-теоретического осмысления, работ, посвященных этому аспекту, к сожалению, очень мало.

Одной из самых значительных из их числа следует назвать книгу Карла Шмитта «Теория партизана», в которой рассматривается возникновение и развитие партизанского движения и его концептуальные основания.

Изначально партизанское движение было автохтонным, преимущественно крестьянским сопротивлением оккупантам и защитой традиционных ценностей, постепенно приобретая черты субъекта всемирно-исторического значения.

Война Германии с СССР и то, что происходило в это время, в том числе на территории Беларуси, как раз и было примером этой трансформации. Партизанское движение из просто народного, каким оно было в предыдущую эпоху, в сочетании с новым идеологическим содержанием и мощной поддержкой извне (в белорусском случае — это очевидная связь и согласованность с центром в Москве) стало явлением экзистенциально-глобального порядка.

Шмитт отмечает: «Сталину удалось связать мощный потенциал национального и отечественного сопротивления — а именно, по существу своему оборонительную, теллурическую силу патриотической самозащиты от иноземного завоевателя — с агрессивностью интернациональной коммунистической мировой революции» [5, с. 86].

Своеобразное восприятие Шмиттом, как немецким мыслителем, представлявшим проигравшую сторону в той войне, этого нового качества партизанского движения понятно. С этой конкретной характеристикой нет необходимости соглашаться, тут важен сам факт того, что диагностируется некое новое сочетание и качество.

И современная белорусская идентичность — прямой результат этого качества.

Параллельно выводам Шмитта, Юрий Шевцов, анализируя роль партизанского поколения белорусской руководящей элиты, фиксирует важные, на наш взгляд, моменты: «Именно «партизаны» добивались и добились инвестиций из союзного центра на развитие в БССР крупных заводов, восстановление и развитие городов, мелиорацию и сверхиндустриализацию.

Этот правящий класс по-своему позиционировал себя в Москве. Его внутренняя солидарность и моральная чистота были для бывшего СССР, вероятно, беспрецедентны. […] Сверхиндустриализация дала белорусской культуре материальную мощь вырваться за рамки восточноевропейской культурной «клетки»… Советская белорусская идентичность — уникальное явление для Восточной Европы.

Обычно местные национальные культуры развивались как культуры, противостоявшие России/СССР, во всяком случае, манифестировавшие такое противостояние. Антинацизм и советская культурная традиция выводят белорусов на глобальный уровень осмысления своих культурных приоритетов и ценностей, выводят за рамки регионального мышления и вообще за рамки региона» [1, c. 76, 78].

Белорусы, как нация партизан и победителей, в рамках советского проекта совершили уникальную трансформацию: от автохтонного традиционного общества к обществу планетарному.

Именно это отличает белорусов от большинства этнократических наций Восточной Европы и делает их своеобразным вариантом культуры русского типа, имеющим иные фундаментальные основания: мощнейший гуманистический потенциал, позволивший отстоять здоровое ценностное ядро европейской цивилизации, способность к масштабному мышлению, к участию в больших проектах развития и созданию сильных государственных структур, готовность к самопожертвованию ради этого.

И это смысловое ядро, на наш взгляд, до сих пор определяет специфику белорусской идентичности.


Русский мир

Принадлежность Беларуси к «русскому миру» декларируется в качестве одного из оснований белорусской национальной и государственной идентичности:
 

«Русская цивилизация, русский мир дали человечеству не только величайшие культурные достижения, но и особые духовные ценности. Именно эти ценности положены нами в основу нашей государственности и того, что принято называть белорусской моделью развития»[6]; «важнейшей, базовой составляющей национальной идеи нашего народа выступает его принадлежность к восточнославянской цивилизационной общности, внутреннее духовное единство с великим русским народом. Эта принадлежность составляет сердцевину национального самосознания и именно она предопределяет ту траекторию движения, придерживаясь которой белорусы обеспечивают свое сохранение и развитие как народа»
[7, с. 25-26].



Однако белорусское понимание «русского мира» имеет свою специфику, речь идет о том, что три восточнославянских народа имеют единый корень, но каждый из них в настоящее время имеет собственную государственность, оформившуюся как закономерный результат исторического развития:

«Три наших народа объединены общей исторической памятью, общими великими победами, общей православной духовной традицией. Нашей колыбелью была Киевская Русь — могучее и гордое европейское государство со столицей на Днепре. … из общей духовной православной колыбели, из Святой Руси выросли три братских самобытных народа. Каждый из которых сегодня строит свое государство, создает свою государственность» [8].

Белорусское видение «русского мира» можно свести к следующим характерным чертам:

Во-первых, отсчет истории государственности, идущий от древнерусских княжеств — Русской земли. И Киевская Русь, и Полоцкое княжество, и Великое княжество Литовское, и Московское государство связаны генезисом с той, изначальной Русью.

Во-вторых, принадлежность большинства населения к восточному обряду христианства, исповедание православия, «русской веры».

В-третьих, опыт подданства Российской империи и совместного строительства СССР, как наиболее успешных и могущественных воплощений русских геополитических проектов.

В-четвертых, пространство преимущественного распространения русского языка и близкородственных белорусского и украинского языков.

В-пятых, принадлежность к общинам по всему миру, так или иначе соотносящимися с перечисленными выше критериями.

Это общие критерии, они могут быть дополнены частными, сочетание которых позволяет описать разнообразие форм русскости, но при этом не утратить понимания общности.Разнообразие, гетерогенность — важная черта белорусского понимания концепта «русский мир», который невозможно адекватно использовать без учета существования разных этнокультурных, языковых, национальных и политических форм.

Было бы уместно сравнить «русский мир» и «немецкий мир» или «скандинавский мир». «Немецкий мир» — это не только Германия и ее государственная традиция. Это также и Австрия, Швейцария, Лихтенштейн и Люксембург, но при этом германосфера — культурная, экономическая реальность, фактически являющаяся ядром Европейского союза.

Скандинавские языки очень похожи друг на друга, почти неотличимы для неподготовленного слушателя, но при этом датчане, шведы, норвежцы и исландцы — отдельные нации, объединенные общностью интересов в Северный совет, составляющие свой региональный кластер.

Эти примеры показывают то, что «русский мир» — типологически схожее явление в рамках европейской цивилизации.


Другая Европа

Таким образом, в рамках Восточной Европы Беларусь является весьма интересным исключением, а серьезные отличия от других стран региона и Западной Европы или даже противоречия с ними имеют достаточно глубокие ценностные основания.

В геополитическом плане это выражается в приверженности союзу с Россией и выборе евразийского вектора интеграции, который, по мнению руководства страны, в гораздо большей степени способен сохранить доставшееся наследие, индустриальную идентичность нации.

В контексте политики памяти это проявляется в гораздо большем акцентировании событий Великой Отечественной войны, чем, скажем, памяти о Великом княжестве Литовском как части западноевропейской цивилизации.

Впрочем, если вспомнить эксклюзивные претензии на наследие ВКЛ значительной части белорусских националистов и оспаривание исторических прав литовцев на него, то можно сказать, что вариант национальной идентичности и политики памяти, реализуемый белорусскими властями, гораздо менее конфликтен по отношению к соседям.

При этом Беларусь позиционируется именно как европейское государство.

В одном из новогодних обращений к нации президент Лукашенко утверждает:
 

«Беларусь — европейское государство. И нам не надо это доказывать». Тем не менее, отличия в понимании европейскости в Беларуси и в Западной Европе вполне очевидны. Каковы причины этих отличий? По сути, они были сформулированы в 2003 году в докладе Александра Лукашенко, посвященном вопросам формирования государственной идеологии: «Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей. Потребность в идеалах и высоких целях, взаимопомощь, коллективизм в противовес западному индивидуализму. […] По сути, в восточнославянском (если учесть проживание на наших просторах и других народов — восточноевропейском)мире мы остались единственной страной, открыто проповедующей верность нашим традиционным цивилизационным ценностям. Все это позволяет говорить, что временем, судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась, наверное, на великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации. И не потому, что мы этого хотим, что мы к этому стремились. Или потому, что мы такие умные. Так сложилось в силу нашего консерватизма и тех черт, присущих нашему народу, … которые мы сохранили» [9].



Беларусь в рамках государственной идеологии воспринимается как европейская страна, принадлежащая к восточному варианту европейской цивилизации, приверженная социально-консервативным установкам и традиционным ценностям, несущая охранительную функциию по отношению к либеральному фундаментализму Запада и Востока.

Посмотрим на устную характеристику Президента Лукашенко американского профессора Григория Иоффе во время презентации его книги «ReassessingLukashenka»: «Лукашенко — демократ, но не либеральный демократ» [10]. Такое видение белорусской идентичности сохраняется и в актуальном идеологическом дискурсе Республики Беларусь.

Это можно заметить в программных статьях министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея: «HumanRights: WhatandWhoMadeThemDividetheWorld?» и «IdentityPoliticsandCultureWars: A NewDeterminism?».

В первой статье обосновывается тезис о том, что различия в ценностных установках и понимании прав человека на Западе и Востоке обусловлены разными историческими и культурными путями развития обществ, к ним принадлежащих. В. Макей, сравнивая две модели социальной организации, подчеркивает: «оппоненты Запада, в связи с исторической обусловленностью их образа мысли, больше времени уделяли построению домашнего мира и гармонии, чем распространению своих ценностей, обычному наблюдателю может показаться, что... коллективные права являются менее ценными, чем индивидуальные права. Но это опасное и дефективное восприятие, которое, к сожалению, получило широкое распространение в дискурсе прав человека в последнее время».

Министр приходит к выводу о необходимости уважения разных идентичностей и путей развития:

«Таким образом, вопрос прав человека по своей сути не будет конфликтным, каким он является сейчас, если мы начнем ценить особые исторические пути развития друг друга, и соответственно относиться друг к другу. И это особенно верно в ситуации, когда глобализация дает стимул развитию политик осознания собственных корней и когда отношения с «другим» становятся еще более фундаментально важными, чем когда бы то ни было» [11]. Такой подход совпадает с критикой западного универсализма и стремления к идеологической доминации со стороны французского мыслителя Алена де Бенуа, который утверждает, что «сегодня дискурс прав человека призван не только заменить идеологию после крушения «больших повествований». Стремясь распространить на весь мир единые моральные нормы, он должен вернуть Западу его господство, вновь позволяющее ему навязывать повсюду единственную модель и объявлять «варварами» всех, кто эту модель отвергает» [12, с. 339-340].

Вторая статья также выдержана в идентаристском духе и содержит полемический посыл в отношении универсалистских установок западных политиков: «Необходима ли нам универсальная культура, цивилизация или универсальный набор ценностей? Я очень сомневаюсь в этом.

Независимо от того, какую культуру они преимущественно отражают, универсальная культура, цивилизация или набор ценностей неизбежно приведут к упрощенному обществу. Творчество и прогресс в таком обществе, несомненно, закончится, потому что эта деятельность всегда была обусловлена острой конкуренцией, происходящей из разнообразия» [13].

То есть речь идет о вполне осознанном концептуальном оформлении тех идеологических ориентиров, которыми Беларусь руководствуется на протяжении 20 лет своего существования в качестве независимого государства. И эти ориентиры становятся уже не только принципами для внутреннего употребления, но и частью внешнеполитической стратегии.

В этом можно убедиться, ознакомившись со статьей члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, историка Игоря Марзалюка «А хто там ідзе?», посвященную проблемам национальной идеологии.

Сенатор Марзалюк вновь формулирует тезисы о принадлежности Беларуси к европейской цивилизации, но уже декларирует цели превращения Беларуси в центр традиционной Европы и «точку сборки» Евразии, продолжая и дополняя, таким образом, традиционалистическую риторику президента А. Лукашенко и министра В. Макея:

«Беларусь должна стремиться не просто выжить — она должна быть конкурентоспособной и успешной. А это возможно лишь в равноправном, партнерском экономическом союзе государств, разделяющих наши базовые ценности. При этом мы должны постулировать свою национальную сверхзадачу — создать в своей стране на основе собственной традиции органический, здоровый синтез европейского востока и запада. Мы должны апеллировать к миллионам людей и в Западной, и в Центральной, и в Восточной Европе, для которых понятие добра и зла, традиционной морали и этики (в том числе трудовой этики) и семьи дороги так же, как и нам. Беларусь должна быть притягательным центром традиционной нормальности — центром традиционной Европы. […] Беларусь сегодня в силу объективных экономических, культурных и социальных факторов продолжает сохранять и культивировать свою традиционную цивилизационную матрицу. Именно поэтому Беларусь может и должна стать центром социокультурной и экономической «сборки» Евразии»» [14].


Подводя итог, можно отметить, что государственная идеология в Беларуси действительно существует и имеет свои оригинальные исторические и концептуальные основания. Они требуют глубокого изучения и понимания в контексте европейской истории идей.

Однако уже сейчас можно сказать, что эти основания далеко не всегда могут быть описаны с помощью привычного инструментария. Для успешного результата нужен иной подход, понимание логики и предпосылок, формирующих специфику белорусской государственной идеологии и национальной идентичности.


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Юрий Шевцов. Объединенная нация: Феномен Беларуси.Москва: Европа, 2005. — 256 с.
2. Jovita Pranevičiūtė.Belarus Identity: Ideals or Trades-off? in Lithuanian Political Science Yearbook 2008. Vilnius: Institute of International Relations and Political Science, Vilnius University, 2008. P. 175—211.
3. Эрнст Юнгер. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. СПб: Наука, 2000.—539 с.
4. Дюков, А. Численность белорусских партизан / А. Дюков [Электронный ресурс]. — 2006. — Режим доступа: http://a-dyukov.livejournal.com/37222.html. — Дата доступа: 17.05.2015.
5. Шмитт, К. Теория партизана. Промежуточное замечание к понятию политического / Карл Шмитт; пер. с нем. Ю. Ю. Коринца — Москва: Праксис, 2007.— 304 с.
6. Лукашенко, А. Г. Языку не нужны визы: Выступление Президента на пленарном заседании ХV Всемирного конгресса русской прессы в Минске / А. Г. Лукашенко// Советская Белоруссия [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://www.sb.by/peredovitsa/article/yazyku-ne-nuzhny-vizy.html. — Дата доступа: 20.05.2015.
7. Идеология белорусского государства в вопросах и ответах / С.Г. Голубев, Е.А. Касперович и др.; под ред. О.В. Пролесковского, Л.Е. Криштаповича. — Минск: Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, 2008. — 126 с.
8. Лукашенко, А. Г. Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию / А. Г. Лукашенко// Президент Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-obraschaetsja-s-ezhegodnym-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-8549/. — Дата доступа: 20.05.2015.
9. Лукашенко, А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент: доклад Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов / А. Г. Лукашенко // Рэспубліка. — 2003. — 29 сак. — С. 1—7.
10. Презентация книги профессора Иоффе // Проект Цитадель [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://cytadel.org/articles/prezentatsiya-knigi-professora-ioffe. — Дата доступа: 17.05.2015.
11. Makei, V. Human Rights: What and Who Made Them Divide the World? / V. Makei // Russia in Global Affairs [Электронный ресурс]. —2013. — Режим доступа: http://eng.globalaffairs.ru/number/Human-Rights-What-and-Who-Made-Them-Divide-the-World-16031. — Датадоступа: 16.05.2015.
12. Бенуа, А. де. Против либерализма: (к Четвертой политической теории) / А. де Бенуа; пер. с фр.; предисл. А. Дугина. — СПб.: Амфора, 2009. — 476 с.
13. Makei, V. Identity Politics and Culture Wars: A New Determinism? / V. Makei // Russia in Global Affairs [Электронный ресурс]. — 2014. — Режимдоступа:// http://eng.globalaffairs.ru/number/Identity-Politics-and-Culture-Wars-A-New-Determinism-16995. — Дата доступа: 16.05.2015.
14. Марзалюк, И. А хто там ідзе? / И. Марзалюк // Советская Белоруссия [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: http://www.sb.by/obshchestvo/article/a-khto-tam-idze-165992.html. — Дата доступа: 17.05.2015.

Подписка на материалы спикера

Для того чтобы подписаться, оставьте ваш электронный адрес.

Отменить
Ошибка в тексте? выдели на нажми Ctrl+Enter. Система Orphus
 
Вопросы Алексею Дзерманту
  •  
    29.07.2015 12:14
    №11 Kalvis Apsītis Латвия
    В своей статье Вы упомянули "Русский мир" и принадлежность Беларуси к нему. И дальше Вы обозначили его проявления - язык, культура и духовный опыт Вашей страны (т.е. получается, что он - понятие гораздо более широкое чем одноименная организация, которой руководит Вячеслав Никонов). 

    В связи с этим вопрос: Есть ли конкретные проявления или мероприятия "Русского мира", которые доступны вне пределов Беларуси? Например, в Риге есть "Institut français de Lettonie", Институт Гёте, Институт Конфуция... Там есть курсы языков за доступную плату, библиотека с книгами о "мирах" франкофонов, немцев, китайцев, регулярные просмотры хороших фильмов... Я полагаю, что в Латвии был бы спрос и на курсы русского для взрослых, какое то место, где можно приобщаться к русской культуре - встретить беларусов, для кого она родная. Есть ли (или планируются) какие-то начинания со стороны Республики Беларусь на этот счет? 
    Присоединились: Rīdziniex Originalis, Владимир Бычковский
     
    вопрос спикеру
    •  
      29.07.2015 14:02
      №16 Алексей Дзермант Беларусь Kalvis Apsītis (№11)
      Да, Кальвис, вы правы, я это понятие трактую расширительно. В таком случае и белорусский язык и культура, и украинский я тоже рассматриваю как части понятого так Русского мира. То о чем Вы спрашиваете имеет отношении скорее к инициативам России по продвижению русского языка и культуры, к сожалению, не знаю, доступны ли в Латвии те же курсу русского языка.
      Поддержали: Kalvis Apsītis
       
      •  
        29.07.2015 15:18
        №24 Kalvis Apsītis Латвия Алексей Дзермант (№16)
        >>> То о чем Вы спрашиваете имеет отношении скорее к инициативам России по продвижению русского языка и культуры
        ========
        Спасибо, Алексей за ответ! Дело в том, что инициативы России скорее относятся к продвижению определенного политического взгляда на мир и на историю. В Риге, например, есть Дом Москвы с обширной программой культурных мероприятий и выставок, но там преобладает, скажем так - анти-западничество. Представьте себе Инсититут Гёте, в котором всё время проводятся выставки посвященные, например, победам Отто фон Бисмарка и Вторго Рейха, проповедуется Sonderweg - особый путь развития немецкого народа вопреки окружающим его врагам, и.т.д. Т.е. освещался бы не весь "немецкий мир", а лишь специальный его куток.

        У народа Беларуси могут быть другие приоритеты в международной политике (и Ваша страна, конечно же, ничего не обязана делать специально для удобств рижан или латвийцев вообще), но если говорить про культуру и цивилизацию, то, по-моему, она особенно ясно раскрывается в граничных состояниях.  Оттого и интересно узнать, как беларусскую цивилизацию преподают иностранцам, как с нею знакомят беларусов диаспоры, которых в Латвии примерно 72 тысячи, и.т.д.

        Вы привели систему идей - но не совсем понятно, как её лучше всего увидеть в действии. Есть ли микрокосм (помимо изучения Беларуси в целом - где встречается много чего ещё), где в более концентрированном виде проявляются ценности перечисленные Вами - достоинство созидательной работы, социальная память народа о войне, русский мир, идеи универсализма и гуманизма?
        Поддержали: Rīdziniex Originalis, Владимир Бычковский
         
        •  
          29.07.2015 19:52
          №27 Алексей Дзермант Беларусь Kalvis Apsītis (№24)
          Кальвис, я понял о чем Вы. Рад был бы ответить что-то конкретное, но, к сожалению, сама белорусская идентичность и ее ценности только поучают свое концептуальное осмысление, обоснование, примером чего я хотел бы видеть и этот свой текст. Поэтому, наверное, кроме как в самой Беларуси не увидеть и не понять то, о чем Вы говорите. Конечно, я хотел бы, что бы с нашей культурой и ценностями можно было познакомиться за рубежом, приобщиться к ним через обучение или иным способом, но пока все это только в перспективе. Думаю, нашему государству стоит обратить на это внимание. Но пока же могу посоветовать посетить Беларусь, увидеть все своими глазами и сделать свои выводы о том, близка ли моя оценка к реальности.
          Поддержали: Kalvis Apsītis, Rīdziniex Originalis
           
  •  
    29.07.2015 13:55
    №15 Сергей Новиков Дания
    Объясните пожалуйста, почему Гештальт Рабочего является антиподом этнонационализма (кстати, а бывает не этнонационализм?)?
     
    вопрос спикеру
    •  
      29.07.2015 14:05
      №17 Алексей Дзермант Беларусь Сергей Новиков (№15)
      Потому что что Работа как философская категория в данном случае не связана обязательно с принадлежностью к этнической нации. Это как бы общий императив эпохи. Гештальт Рабочего не может быть ограничен рамками нации, он планетарен, то есть охватывает и распостраняется вне национальных границ, хотя проявляться у каждого народа он может по разному.
       
      •  
        29.07.2015 15:07
        №23 Сергей Новиков Дания Алексей Дзермант (№17)
        Если я правильно понял, то Гештальт Рабочего является некой абстрактной величиной, вроде идеальных вещей у древних греков (доплатоновские идеи). Тогда, почему не могла быть проекция, скажем, на Тысячелетний Рейх (если бы он состоялся)?
         
        •  
          29.07.2015 19:46
          №26 Алексей Дзермант Беларусь Сергей Новиков (№23)
          В некоторой степени, да, сходство с платоновской идеей есть. По-другому это можно понять как общую организующую силу истории. Проекция возможна, как и на СССР, индустриальную Америку или современный Китай - туда, где происходит масштабная мобилизация и превращение работы во всеобщий организующий принцип.
          Поддержали: Сергей Новиков
           
  •  
    30.07.2015 18:07
    №28 Владимир Бычковский Латвия
    А как Вы представляете себе дальнейшее существование Вашей страны, когда (если) на смену Путину, придёт либерал-демократ ? (а не личные отношения).
     
    вопрос спикеру
  •  
    17.09.2015 09:03
    №32 Борис Мельников Латвия
    Добрый день Алексей. Кем вы себя считаете, русским или белорусом. Белорус - это национальность или привязка к месту жительства, как например, туляк или архангелогородец. Белорусский язык - это диалект русского или самостоятельный отдельный язык ? 
    Присоединились: Марк Козыренко
     
    вопрос спикеру
    •  
      17.09.2015 09:11
      №33 Алексей Дзермант Беларусь Борис Мельников (№32)
      Здравствуйте, Борис. Считаю себя белорусом и понимаю это как гражданство государства - Республики Беларусь. Официальная лингвистика (и российская, и белорусская) считает белорусский язык самостоятельным восточнославянским языком и я не вижу причин не соглашаться с профессионалами, хотя понимаю, что иногда очень сложно "на глаз" провести границу между диалектами и языками. Литературный язык - это почти всегда "конструкт", а диалекты - живое полотно.
       
      •  
        17.09.2015 10:09
        №34 Борис Мельников Латвия Алексей Дзермант (№33)
        То есть, если вы станете гражданином Израиля, вы станете евреем или если станете гражданином Латвии, то станете латышом. Так понимать что-ли ? На каком языке вы думаете, если не секрет конечно ?  :))
         
Комментарии
  •  
    29.07.2015 05:52
    №1 Владимир Иванов Россия
    Такое самовосхваление, что захотелось ответить по всем пунктам, но получится коммент длинною в статью. Остановлюсь на пару пунктах.
    1. Война и партизаны.
    Ну и что? Сейчас белорусы, кто воюет против хлопцев со своастиками на родине могут срок получить, а Лукашенко обнимается с теми, кто за "Галичанство" и прочую ересь.
    Вообще какой-то парадокс. Поляков бандеровцы вырезали, а те им (внукам в тех же формах) сейчас помогают. Белорусов жгли деревнями, а Лукашенко с Турчиновым-Порошеко чуть ли не совместные учения устраивают.

    Есть 2 науки - философия (то делать) и технология (как делать). Беларусь с особо хузяйственным президентом эти понятия попутала. 
    Нет цели и задач развития, т.е. идеологии, а все мысли только, чтоб карман набить (типо перепродажи копеечной российской нефти бандеровцам). И получится, как с ЛДПР в будущем. Нет Жириновского - нет партии.
    Сейчас всё на Лукашенко держится. Если его не станет, то будет Запад - на Запад, Восток - на Восток. 
     
    •  
      29.07.2015 14:09
      №19 Алексей Дзермант Беларусь Владимир Иванов (№1)
      1. Беларусь поддерживает необходимый уровень экономических и политических отношений, как и Россия, кстати. По-моему, было бы глупо считать, что вся Украина - это что-то абсолютно враждебное.

      2. Беларусь - это система, а Лукашенко - ее часть. Система будет работать и после него.
      Поддержали: Сергей Т. Козлов
       
      •  
        13 февр. 00:28
        №77 Vidas Masiulis Литва Алексей Дзермант (№19)
        Цитата: "было бы глупо считать, что вся Украина - это что-то абсолютно враждебное".

        Позвольте, а кому сейчас Украина враждебна, в чьи земли она ввела свои войска?
        Ваш вождь Лукащенко так говорил: "не дай бог вступит на нашу землю чужой сапог".

        Вы за целостность независимого государства, как Лукашенко, или у вас другое мнение на этот счет?


         
  •  
    29.07.2015 08:37
    №2 Игорь Чернявский Латвия

    Прочитал спич.

    И поймал себя на мысли, что прочитал какой то официальный доклад в стиле 70х -  так же сухо, пафосно , и неинтересно.  Обо всём и ни о чём.

    Автор , то ли по наивности то ли по глупости изj всех сил старается причислить Беларусь к европейской стране?? А зачем? Беларусь и так в Европе. И никто ни воспринимает Беларусь как азиатов.  

    Написал бы сразу, честно и прямо. Мол, Беларусь в Европе, но ей чужды ценности многих европейских стран. Поэтому, Беларусь в мире имеет своё индивидуальное лицо , за что спасибо нашему Батьке и народу Беларуси который его избирает.  И всё.

    Кто то назвал Беларусь «заповедником социализма», или продолжение коммунистического проекта??  Так и гордился бы автор , своей страной.  Ибо сам по себе социализм и коммунизм ( по своей сути), гораздо чище  и гуманнее любого капиталистического обмана и разворовывания.   Но автор, решил то ли оправдаться, то ли  отчитаться , используя для это несколько десятков затёртых до дыр штампов…..  В общем, незачёт. 

    Поддержали: Сергей Радченко (дядя Серёжа), Ina Gi
     
  •  
    29.07.2015 08:54
    №3 Андрей (хуторянин) Латвия
    Картинка к спичу хороша...Особенно одежда косарей))).
    Поддержали: Сергей Радченко (дядя Серёжа), Maija Vainst, Timber ***, Марк Козыренко
     
    •  
      29.07.2015 09:06
      №4 Сергей Радченко (дядя Серёжа) Литва Андрей (хуторянин) (№3)
      Только косу Лукашенко неумело держит - таким макаром долго не покосишь))))))) Постановочный кадр.
      Поддержали: Андрей (хуторянин), Timber ***
       
    •  
      17.09.2015 11:18
      №37 Юрий Деточкин Россия Андрей (хуторянин) (№3)
      "Особенно одежда косарей)))." История фото (есть и ролик) хорошо известна, в августе 2009 года М. Гусман в рамках телепроекта "Формула власти" приехал в Минск, ну и, в процессе интервью, Г-н Лукашенко сообщил, что на досуге любит косить траву... суть-да-дело поехали косить...
      NB.  Согласно Kantar Media, в 2009 году Nike потратил на рекламу более 108 миллионов долларов и более 116 миллионов долларов в 2010 году. Хрестоматийный пример - "скрытой рекламы"...
       
  •  
    29.07.2015 09:43
    №6 Сергей Радченко (дядя Серёжа) Литва
    О национальной гордости папуасов


       Наверное потому, что я,уроженец Бессарабии, за свою жизнь изколесил и изшагал Евразию  от Урала до Туркестана и от Вислы с Неманом до Вычегды с Воркутой, и пожил среди разных народов впитывая их обычаи и культуру, не могу понять национальной гордости конкретного человека.
       "Я горжусь тем,что я папуас!"   И что?В чем твоя конкретная заслуга твоего папуаства?Хочется порой спросить у такого(но не спрашиваю из скромности);"А в чем то приоритет?И что было бы родись ты,не папаусом,а якутом?Удавился бы с горя?".
       Национальный гордец кичиться обычно Великой историей и Величием народа(говориться и пишеться обязательно с БОЛЬШОЙ БУКВЫ!).Согласен пример предков надо знать,изучать и использовать.Насчет  исключительности величия совневаюсь.У каждой нации найдеться былинный богатур(а то и нсколько).И все они думаю равновелики.
       Почему бы не гордиться собственными успехами,делами и свершениями?А потому ,что не  учат в школе..Потому что с детства готовят из человека биоробота,удобного для использования в госцелях.А вот,думать,творить и созидать не учат.Нахрена тебя ичуть думать.творить и созидать?Сказали же:"Гордись своей страной!А сам ты чмо и по определению гордиться своими делами не можешь!"Научи такого саостоятельно,без помощи государства решать свои проблеммы и этим гордиться.так этот чудак додумается и до свержения существующего строя!Ежели он научиться  полезными своими делами гордиться,то глядишь до него и допрет,что государство  то не того, не очень чтобы хорошее,и гордиться им как-то не хочеться.А так научили в первом классе:"Гордись,ты гражданин Великой Фигналины, а не какой-нибудь там.....!"
          Вот тут то и кроется самое интересное.Казалось бы что плохого в национальной гордости?А плохое думаю в том, что ненавязчиво так,недоговаривая,вкладывается в дурную голову мысль,что ты то гордись,что папуас,а вот другие всякие  якуты..они не очень...и гордиться там нечему.Напрямую вроде и не говориться,но как-бы предологается..
      Гордость за свои добрые дела выливаеться как правило в продолжение добрых дел,в совершенствование себя(если конечно на лаврах надоело почивать).А гордость за страну и народ....при нужных пропагандирующему ее обстоятельствах, легко проявляется в резне и погромах.Ведь ты же папуас!Великой  Фигналины!Айда мочить этих алеутов из Берлогии! Вот такая вот закономерность наблюдаеться...
      Очень опасная мыслеформа"гордость нации".Докажу,как теорему Ферма -легко.)
    Представь себе читатель или вообрази читательница,что тебе со времен детского горшка вдолбили:"Ты гражданин Великой Улюлюндии!Улюлюец в восьмом поколении!Гордись!"Ты ,конечное дело, гордишься.А тут всречаешь вдруг коренного огогонца,который с пеной у рта доказывает о величии Огогондии.Ваши действия?Только честно!Их два ;или доказать этому недоноску,что он не прав,вплоть до членовредительства,или тихо промолчать.Вы то знаете кто велик,и  спорить с представителем невеликого народа ниже Вашего достоинства.
         А теперь таже ситуация,но огогондец  взахлеб рассказывает, какие он вырастил удивительные бананы на своей ферме, как похудел и изобрел чайник,экономящий воду,электричество и бензин!...Совсем другая реакция..может конечно и зависть,но у большинства живой интерес чайник вызовет.Восхищение смекалкой и желание себе такой  иметь.
         Гордись читатель только теми делами,в которых принимал деятельное участия и будет тебе счастье,честь и уважуха у всех от папуасов до собственной родни.А то что ты по воле Матери Природы или Создателя не погиб среди тысяч сперматазоидов в унитазе,а оплодотворился в теле женщины определенной национальности на территории  завоеванной не тобой, в том твоей заслуги нет,и гордиться тут нечем.



    Поддержали: Андрей (хуторянин), Ina Gi, Юрий Деточкин
     
    •  
      29.07.2015 10:59
      №7 Сергей Леонидов Латвия Сергей Радченко (дядя Серёжа) (№6)
      Дело не в папуасском национализме, так гротескно описанном вами. Просто, как правило, папуас может наиболее полно реализовать себя в Папуасии. Среди близких по менталитету папуасцев, в их системе ценностей, обычаях и жизненном укладе, оптимально встроенным в окружающую среду.

      Больше всего мне понравилась в спиче вот эта фраза: "Беларусь должна быть притягательным центром традиционной нормальности"

      Во времена, когда нормальность становится синонимом отсталости и негламурности, а традиционность вырождается в архаику и пляски-вышиванки, у белорусов наблюдается гораздо более глубокий подход к формированию своей идентичности.
      Поддержали: Сергей Радченко (дядя Серёжа), игорь соколов
       
      •  
        29.07.2015 11:37
        №9 Сергей Радченко (дядя Серёжа) Литва Сергей Леонидов (№7)
        Смотря в чем реализовать себя)Если пхуту в душе художник, то среди своего народа он реализуется только как замечательный уничтожитель тутси.В то время как в обществе интернационализма у него имеется шанс стать Айвазовским или Левитаном Суть национализма, по моему мнению ,как раз в ограничении возможностей папуаса.В переориентировки внимания с поиска путей н возможностей на гордость(читай "гордыню").Ничего не имею против белорусов и Белоруссии , но любые попытки выпендрежа националистов вызывают у меня отвращение.
        Благодарю за отклик.
         
        •  
          29.07.2015 11:46
          №10 Сергей Леонидов Латвия Сергей Радченко (дядя Серёжа) (№9)
          Интернационализм противостоит национализму, но не противоречит патриотизму, как мне кажется. Т. е. резать тутси не надо, но стоит подходить к ним как к партнёрам-конкурентам, в то время как к своим соотечественникам, как к партнёрам-родственникам. И оставаться человеком в любом случае, естественно.
          Где-то так.
          Поддержали: Сергей Радченко (дядя Серёжа), Савва Парафин, Ярослав Александрович Русаков
           
          •  
            29.07.2015 12:39
            №12 Сергей Радченко (дядя Серёжа) Литва Сергей Леонидов (№10)
            Вот за что я Вас люблю,так это за то ,что вы такой мудрый))))))Именно ТАК! Во главу угла всей и всякой пропаганды необходимо (если хотим жить и развиваться) ставить тезис" ТЫ ЧЕЛОВЕК!" А посему имеешь право и ОБЯЗАН!и перечень прав и обязанностей, которые из тебя сделают ЧЕЛОВЕКА((чело- думающего веками))))))))))))Любовь к Родине?Да ради  Бога!Но и Родины других уважай!Обязан. Тода и заживем в ладу.А то начинают тут строить из себя Великих огогонцев.Искренне рад нашему общению.Останемся и дальше человеками!))))))))
            Поддержали: Сергей Леонидов, Савва Парафин, Ярослав Александрович Русаков
             
            •  
              29.07.2015 13:21
              №13 Сергей Леонидов Латвия Сергей Радченко (дядя Серёжа) (№12)
              Спасибо, добрый человек! Я аж зарделся от комплимента.
              Поддержали: Сергей Радченко (дядя Серёжа), Ольга Шапаровская, Ярослав Александрович Русаков
               
              •  
                29.07.2015 13:42
                №14 Сергей Радченко (дядя Серёжа) Литва Сергей Леонидов (№13)
                Вы этого достойны!Давно заметил(Серегу потянуло на старческое философствоание))))))Что люди готовы к агресии в свой адрес.чем к добрым словам.Приехав в Литву я на праздники (Рождество н-р) покупаю мешок конфет и безделушек и хожу по улицам, дарю,шучу. поздравляю...Первая реакция у всех(кроме русских туристов) ШОК!!!!!!Недоверие.Ожидание подвоха..бедные,несчастные великие прибалты..Можно я Вам еще чего-нибудь приятного пожелаю?Вот! Чтоб у Вас в собственности оказалась бригантина!(олигарх подарит).И Вы на ней  в кругосвету!А я абордажную команду возглавлю)ЭХ!с детства мечтал попиратствовать)))
                Поддержали: Ольга Шапаровская
                 
                •  
                  29.07.2015 14:15
                  №21 Сергей Леонидов Латвия Сергей Радченко (дядя Серёжа) (№14)
                  Вы всё же осторожнее там конфетки раздавайте! По нонешним временам могут пришить терроризм и педофилию одновременно :)

                  Когда-то я прочёл книгу одного британского журналиста, который почти всю жизнь провёл на яхте, путешествуя в основном по карибским островам. На берегу он прожил всего несколько лет сознательной жизни. На своей яхте он вырастил и выучил двоих детей. Зарабатывал статьями в специализированные журналы, сдачей своей квартиры и случайными халтурами по катанию туристов и перегону других яхт. Это была практическая книга-инструкция с обменом опытом. Я года три-четыре после этого болел этой идеей в острой форме, только потом начало отпускать понемногу. Не сложился у меня каменный цветок.
                  Так что не бередите ран своей бригантиной ;о)))
                  Поддержали: Сергей Радченко (дядя Серёжа), Vladimir Kirsh, Надежда Котикова
                   
                  •  
                    29.07.2015 15:05
                    №22 Сергей Радченко (дядя Серёжа) Литва Сергей Леонидов (№21)
                    Тут у нас вышел запрет на ношение военной формы во избежании появления "зеленых человечков".А перед 9 мая полиция проводила рейд, как я понимаю, ходила( в моем случае ездила) по домам русских эмигрантов и смотрела что да как.Итак приезжают они и видят во дворе одетого в комуфляж , берцы и десантный тельник здорового бородатого дядьку в тюбетейке с набором метательных ношей(50 см  длины) на поясе, исполняющего ката с металическим ломом(нарочно не придумаешь -как подгадали)))))))))Так и не смогли они мне обьяснить"Можно ли так мне ходить по городу?"
                     Я лет  наверное 40 мечтал жить в деревянном доме в глуши.В 53 решился и не жалею)Короче- ждите бригантину, я Вам ее нашаманю)))))))))))
                     
      •  
        29.07.2015 14:07
        №18 Алексей Дзермант Беларусь Сергей Леонидов (№7)
        Да, именно этот иной подход я и хотел показать в своей статье. Она, конечно, несколько академична, но, думаю, общий ход мысли должен быть понятен.
        Поддержали: Сергей Леонидов, Ольга Шапаровская, Савва Парафин
         
  •  
    29.07.2015 11:04
    №8 Старик Древний
     О боже !
     Как же мы любим всё запутывать и выдавать чёрное за белое.
     Ну, поехали...
     
     " Таким образом, вопрос прав человека по своей сути не будет конфликтным, каким он является сейчас, если мы начнем ценить особые исторические пути развития друг друга, и соответственно относиться друг к другу."
     
     Делаем небольшую подстановку...
     
      " Таким образом, вопрос прав человека по своей сути не будет конфликтным, каким он является сейчас, если мы начнем ценить особые исторические пути развития Латвии , и соответственно относиться друг к другу."
     
     Вопрос прав человека не зависит ни от государства, ни от социально экономического строя, ни от религии, и тем более, не зависит  от особых исторических путей развития.
     
     Это просто " Всеобщая декларация прав человека ".
     
     Приехали.
     
    •  
      29.07.2015 14:10
      №20 Алексей Дзермант Беларусь Старик Древний (№8)
      Любая декларация абстрактна. На практике же используют интерпретации.
       
    •  
      13.10.2015 12:50
      №76 Валерий Анохин Россия Старик Древний (№8)
      Всеобщая декларация прав человека

      Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

      Преамбула

      Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

      принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

      принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

      принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

      принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

      принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

      принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

      Генеральная Ассамблея,

      провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

       
  •  
    17.09.2015 10:14
    №35 доктор хаус Латвия
    Мне понрвилось фото.
    На нем Бацька косит. Сразу видно, свой парень.

    А Путин всё летает, амфоры достает и с тиграми лобызается.
     
    •  
      17.09.2015 10:53
      №36 Юрий Деточкин Россия доктор хаус (№35)
      "А Путин всё летает, амфоры достает и с тиграми лобызается." Уважаемый Доктор, вы предвзяты... вот даже в стихах "русский народ" вековечит трудолюбие Президента (а заодно и Премьера)... смотрите сами (подчеркнуто мной):

      В сапогах, в потертой блузе,
      С бодуна, во всей красе,
      Шел мужик по кукурузе,
      По несжатой полосе.
      Пиджачок торчал кургузо,
      Из цигарки шел дымок…
      Думал: «Вот же! Кукуруза!»
      Думать дальше он не мог.

      Вдруг зарявкали моторы,
      Подошел комбайнов строй,
      А в комбайне – тот, который!
      А в соседнем – тот, второй!
      В куртках фирменной расцветки,
      В окруженье поселян,
      И в руках у них ракетки,
      И у каждого волан.
      Неприступный, как гостайна,
      И стремительный, как вжик,
      Путин вышел из комбайна!
      Путин! Тут и сел мужик.

      Вышел, солнцем осиянен,
      Наступил в родную слизь…
       - Что, трясешься, россиянин?
      Это правильно, трясись…
      Увидавши пред собой их,
      Поселянин заблажил:
       - Как же вас сюда… обоих?!
      Чем я это заслужил?!
      Неожиданно доступен –
      Вербовать-то он мастак, 
       - Да не бойсь! – промолвил Путин.
       - Мы с Димоном просто так.
      Просто нынче за обедом,
      Доедая эскалоп,
      Мы подумали с Медведом –
      Замутить еще чего б?
      Все мы делали, чего там,
      Забавляя всю страну:
      Управляли самолетом,
      Погружались в глубину,
      Нежной дружбы не таили,
      Пели рок,
      Коров доили,
      Твиттер, свитер, «Макинтош»,
      Лыжи, танцы, все что хошь!
      И при звоне чашек чайных
      Был ответ произнесен:
      Мы ни разу на комбайнах
      Не играли в бадминтон!
      Ни в России, ни в Союзе
      Так не делали, скажи?
      И при этом – в кукурузе!
      Ведь смешней же, чем во ржи!

      Совершенно оболванен
      От таких серьезных тем,
      Тихо ахнул поселянин:
      «Вот же круто! А зачем?»

      Путин скушал эту дерзость
      И ответил не по лжи:
       - А чего еще тут делать?
      Ну не править же, скажи!
      И мужик, напрягши память,
      Так и брякнул королям:
       - Правда, лучше вам не править.
      Лучше так вот… по полям…
      Чтоб ракетки, и воланы,
      И комбайн для куражу…
      А какие ваши планы?
      Я хоть бабе расскажу!

      И с усмешкою, как ангел,
      Он сказал: «Примерно так:
      То ль на лыжах в акваланге,
      То ли в танке на журфак».

      Что тут скажешь, что предложишь,
      Лежа в страхе на стогу?
       - Как ты так без литра можешь?!
       - Да уж, - молвил он, - могу.

       (Д.Быков)




       
      •  
        17.09.2015 17:59
        №38 Александр Артемьев Латвия Юрий Деточкин (№36)
        Вы уж извините, не удержался - стих Д.Быкова напомнил о российской оппозиционной журналистике и выборочно  искромсанных комментах +  бане на  Слон.ру .

        Писунов России и Латвии, отмывающих свои натруженные причиндалы в журчащем ручье литературы - много, талантливых – ограниченное число, не загаженные родники мысли  - приходиться целенаправленно искать, а того, кто душой и делом заботится о земле и людях,  называют Батька, он один, жаль, что только в Белоруссии (Беларуси).






         
        •  
          17.09.2015 18:42
          №40 Юрий Деточкин Россия Александр Артемьев (№38)
          Вы тоже извините, не смог догадаться кто же такая оппозиционная журналистка...поверю, что забанили за дело. Кас. писунов что-то там отмывающих, тут полный профан (в силу необразованности). Просто образы первых лиц играющих в бадминтон на комбайнах показались остроумными. Навеяно многочисленными "трудовыми хрониками" программы Время и показательными играми Этих Лиц в бадминтон, вызвавшие неукротимое желание наших вояк закупить десятки тысяч ракеток и воланчиков для Армии... 
          Вот подумалось, ведь кто-то придумывал анекдоты про маразматика генсека и пьяницу президента? Нет-нет пока существует юмор и, добавлю сатира, надежда остается. Кстати, обратил внимание, что у "северных народов" с чувством юмора не очень?.. может и ошибаюсь.
          Поддержали: Александр Артемьев
           
          •  
            17.09.2015 19:49
            №41 Александр Артемьев Латвия Юрий Деточкин (№40)
            "...кто же такая оппозиционная журналистка...забанили за дело...."

            Конечно,оппозиция "кричащая" за свободу слова всегда иное мнение трёт не полностью,а выборочно и редактирует так,чтоб оппонент выглядел недоумком, это  Слон.ру,  а если  не получается крякать в кругу восторженного гула одобрямс,то банят, благо теперь под другим ником,    бываю редко, не пишу лишь читаю ...
            .
            а "...забанили за дело...",

            это постоянное мнение любого потока, если плывёшь против течения и Ваше высказывание не исключение.

            На Слон.ру бан,если мЭтр журналистики  в ответ бздык...что-то Баунов давно на имхо.лв   спичи не подкидывает,видать не та аудитория и банить он не может,если его красивые фразы смыслом дышат:  пых-пух и ... пшик.)))

            Р. S.

            О Д.Быкове талантлив и интересен, но только в литературе - хочется слушать и слушать, но  политика и экономика не его профессиональная стезя.

             
      •  
        17.09.2015 18:27
        №39 Марк Козыренко Латвия Юрий Деточкин (№36)
        Ну вот и за что уважать такую бессмысленную шатию-братию?
         
  •  
    17.09.2015 20:07
    №45 Артём Бузинный Беларусь

    Автор считает основополагающими для белорусской идентичности Гештальт Рабочего и Фигуру Партизана – явления, как мне кажется, мало соединимые. Гештальт Рабочего в военное время воплощается в массовых армиях с всеобщей воинской повинностью, жёсткой дисциплиной и иерархией. Недаром Троцкий считал «трудовые армии» идеальной формой организации рабочих даже в мирное время. Партизан же является скорее антиподом солдата регулярной армии. Партизанские отряды больше напоминают родо-племенные ополчения эпохи военной демократии, чем массовые армии апогея Модерна.

    Интересным представляется вопрос, как белорусам удалось запрячь Партизана и Рабочего в одну упряжку. Ведь в странах Балтии были свои партизаны – «лесные братья». Но результат там получился совершенно другой. Понятно, что та геополитическая ориентация, которой придерживались «лесные братья», во второй мировой потерпела поражение, а белорусские партизаны оказались в рядах победителей. Но это, по-моему, не единственная причина того, что пути белорусов и прибалтов так сильно разошлись. Как мне кажется, в Белоруссии партизанское движение в строгом «теллурическом» смысле этого слова существовало только на начальной стадии, когда это было делом самоорганизации местного общества «снизу». После того, как они были взяты в оборот ШПД из Москвы, партизаны превратились в солдат советской армии. То есть «Партизан» полностью растворился в «Рабочем», результатом чего и стала послевоенная коллективизация, сверхиндустриализация и сверхурбанизация. Настоящий Партизан сохранился только в Прибалтике: несколько десятилетий просидел в подполье, а в горбачёвскую перестройку вышел из схронов и отобрал власть у Рабочего.

     
    •  
      17.09.2015 20:16
      №46 Алексей Дзермант Беларусь Артём Бузинный (№45)
      У вас жесткая дихотомия двух этих фигур. Напомню Вам, что и для Юнгера и для Шмитта они не были резко противопоставлены. Белорусский случай, на мой взгляд как раз и интересен тем, что они выступают как фазы единого процесса. Белорусские партизаны приобрели реальную власть в республике именно победив в войне вместе с солдатами регулярной армии. Прибалтийские "зеленые братья" ничего подобного достичь не смогли. Поэтому считаю их путь неудачным и тупиковым. А наиболее близкие белорусам параллели я искал бы скорее в Китае, Вьетнаме, на Кубе.
      Поддержали: Lora Abarin
       
      •  
        17.09.2015 20:44
        №48 Артём Бузинный Беларусь Алексей Дзермант (№46)
        Гештальт Рабочего, по Юнгеру, возникает из недр бюргерского общества. Откуда ему взяться в таких архаических обществах, как Китай и Вьетнам?
         
        •  
          17.09.2015 20:48
          №49 Алексей Дзермант Беларусь Артём Бузинный (№48)
          Он возникает не из недр, он то, что бюргерскому обществу радикально противостоит. Партизан - теллурический воин, который в технической войне приобретает новое качество и становится Рабочим. Именно это и произошло в тех странах, также как и в Беларуси. Из архаической деревни к сверхсовременным технологиям и техническому могуществу.
          Поддержали: Lora Abarin
           
          •  
            Алексей, ваши вожражанты насквозь пропитаны совковой пропагандой по теме Гитлер=Сталин. Они даже не задумываются, они прут напролом со своими штампами.
            Это у нас тута норма. Привыкнете. :))
            Что хочу заметить - Ваши комменты в ответ на наши наскоки оставляют впечатление ответов нормального человека на выпады хронических невротиков. Нас 25 лет чморили, выращивали в нас вину за все (Гулаг и пр.) сталинские преступления, за вину россиян ажно с Татарского ига и некоторые в это поверили. Искренне.
            А в Латвии ещё и за оккупацию - это официальная государственная политика. Хоть кол на голове теши - не прохонже.
            Видели бы Вы эти эсэсовские марши 16 марта в центре Риги. Под контролем полиции и спецназа. Стыдно перед отцами и дедами, но это факт. Возражать им низзя, почему-то. А вот - "они сражались за независимость".
            Наплевать, что за Гитлера, главное - против СССР.
            Это тяжёлая публика, ангажированная и зацикленная.
            Вот в таком информационном постранстве мы и живём.
            Почитав Вас сегодня, я как бы вдохнула свежего воздуха из времён СССР. Спокойного, уверенного в себе и в завтрашнем дне. Спасибо Вам! :))
            Поддержали: Александр Артемьев
             
          •  
            17.09.2015 22:37
            №57 Артём Бузинный Беларусь Алексей Дзермант (№49)
            Когда Рабочий появляется, тогда начинает противостоять Бюргеру. Но чтобы он появился, добуржуазное общество должно пройти путь индивидуализации и омассовления - это Юнгер многократно подчёркивает. Непонятно, откуда Рабочему взяться в домодерных Китае и Вьетнаме начала 20 века, где не было ни "Массы", ни "Индивида".
             
            •  
              17.09.2015 22:56
              №58 Алексей Дзермант Беларусь Артём Бузинный (№57)
              "Между тем индийцы, китайцы, северные вьетнамцы expressis verbis считали себя способными к тотальной мобилизации... Во Вьетнаме сюда добавляется еще путь через лес". Эрнст Юнгер. Семьдесят минуло, 1971-80.

              В своих поздних дневниках Юнгер прямо говорит о связи тотальной мобилизации, Рабочего и Партизана.
               
              •  
                18.09.2015 16:58
                №59 Артём Бузинный Беларусь Алексей Дзермант (№58)

                Невольно приходит на ум параллель со спорами российских марксистов с народниками: обязательно ли на пути к социализму пройти через капиталистический ад или возможно прорваться к социализму непосредственно от «архаической» крестьянской общины. Опыт СССР, Китая и др. «небуржуазных» стран говорит вроде бы в пользу правоты народников. И поздние выводы Эрнста Юнгера в том же русле.

                Но дальнейшая судьба этих стран заставляет усомниться, можно ли считать выбранный ими «небюргерский» путь полноценным вариантом модернизации. Прорыв к современным технологиям получился весьма ограниченным, и выразился в основном в пассивном заимствовании, а то и в прямом воровстве западных ноу-хау. Генератором новых технологий не удалось стать ни Китаю, ни Вьетнаму, ни Кубе. Разве что СССР, да и то в весьма узкой технологической сфере вооружений и космоса. В остальных отраслях экономики страны «небуржуазной модернизации» остались в парадигме «догоняющего развития». Вечно «догоняли Америку» без шансов её когда-нибудь догнать. В конце концов проиграли холодную войну Америке вчистую. Всё это невольно наводит на мысль, что полноценной модернизации Рабочему повести не под силу. Рабочий для этого нуждается в руководящей и направляющей заботе Бюргера. И попытки Рабочего устроить праздник непослушания обречены: дядюшка Бюргер всё равно поймает, отшлёпает и поставит в угол на колени. А потом заставит работать над воплощением своих бюргерских проектов. У Рабочего своих проектов всё равно нет. Да и не дело шудр заниматься прожектёрством. Дело шудр – работать. А думать за них вайшьи будут.

                 
      •  
        16 февр. 00:30
        №79 Vidas Masiulis Литва Алексей Дзермант (№46)
        Цитата: "Прибалтийские "зеленые братья" ничего подобного достичь не смогли. Поэтому считаю их путь неудачным и тупиковым".


        Ошибаетесь:
        1. Белорусь освободили и власть в ней взяли не партизаны, а советы;
        2. если у вас культура и все другое где то близко к русским, то нам они - чужие, поэтому тогда, когда советы выгнали из Литвы немцев, литовцы русских не приняли за своих - партизаны, конечно же, победить не могли, но важен ихний пример, что есть и другой путь в жизни.
        И этот другой путь народ выбрал в 1990г.: с начала еще при коммунистах 1990 02 07  Верховный Совет Литвы принял решение, что вступление в СССР считается не имеющим законной ссылы с самого момента заключения этого договора, поскольку договор был заключен не добровольно со стороны Литвы.
        Потом пришел Ландсбергис на власть и он еще раз сыграл уже сыгранную игру - 1990 03 11. Может быть потому, что его во время Советского Союза заставляли быть агентом КГБ?
        И он их обманул.
        Вот такая история.

         
  •  
    17.09.2015 21:56
    №50 Александр Артемьев Латвия

    Рабочий и Партизан, некая нация Работы, а зачем?

     Может от очевидного:  великороссы, малороссы и белороссы, это единая этническая общность, уходящая корнями в глубь веков  - Киев.

    Зачем что-то доказывать через  собирательные образы и вымученные определения, ведь оправдывающийся/пытающийся что-то пояснить - в обороне, а обороны – нет.

    Есть существующая и развивающаяся государственность – такая, как есть.

    Если пытаться примерять словоблудие, как наряд  для выхода в свет, то наряд-то фикция.

     

     У Беларуси свой путь развития, цели и ценности, как у любого суверенного государства, которые частично совпадают с Западом и Россией.

    У Беларуси свои национальные и геополитические интересы, которые  Беларусь отстаивает.

    Поэтому не с призрачного Рабочего, Партизана и Работы начинают представление о Беларуси, а с существующих форм собственности в стране и их анализа.

    Национальная (этническая) политика и государственные языки , отношение к другим языкам общения.

    Рыночные отношения и налог на тунеядство.

     Выбираем момент, который сможет объяснить специфику государственности Беларуси, следовательно, напрямую или опосредованно  рассматриваются и многие другие интересные  нюансы для живущих за рубежом, а  для граждан Беларуси углубляется  понимание происходящего в стране.

    Скрытие реальности за якобы специфическими философскими понятиями, есть путь топтания в понятийной бессмыслице, т.к.  трясина понятий засасывает, подталкивает обсуждение лишь к поиску гатей через болото, так зачем лезть в болото.

     
  •  
    26.09.2015 16:15
    №73 Владимир Шабаловский Беларусь
    Кое-где в статье прослеживается пророссийский имперский душок (ИМХО). А может и не ИМХО.
     
 

Вы зарегистрированы как Виртуальный член клуба (ВЧК)

Виртуальный член клуба имеет право:

Если же вы хотите получить дополнительные права:

просим вас дополнить (отредактировать) свой профиль.

Хочу стать Реальным членом клуба
Отменить